В системе валеологического образования важное значение имеет мотивация, т.е. выработка у школьников интереса к здравосозиданию. В ходе валеологического обучения могут быть использованы следующие мотивы:
познавательные (изучение организма человека и составляющих его здоровья);
эстетические (сохранение красивой осанки, хорошего зрения и т.д.);
социальные (профессиональная ориентация школьников);
гуманистические (проявление заботы о состоянии здоровья в школе и дома) и др.
Ребенок должен хотеть трудиться, не уставая при этом, стараться научиться новому, сохраняя хорошее самочувствие. Решение этой задачи во многом зависит от валеологической подготовки педагогов.
Рассмотрим методы валеологического образования и воспитания в школе.
Первая группа – методы, способствующие формированию валеологического сознания, т.е. ответственности школьника за свое здоровье. К ним относятся убеждение (воздействие словом на волю и чувства учеников), пример, беседа и др.
Вторая группа – методы организации учебно-воспитательного процесса. К ним относятся практические методы формирования динамических стереотипов (посадка за партой, соблюдение дисциплины, внимание, порядок на уроке, проветривание кабинетов, предупреждение чрезмерного напряжения зрения, выполнение санитарно-гигиенических требований к классам и кабинетам и др.) При формировании вышеуказанных динамических стереотипов учитель использует различные условные раздражители (пример, поощрение, слово родителей и др.)
Третья группа – практические здравосозидательные методы, используемые как на уроках, так и вне уроков (физкультпаузы, смена видов деятельности, методов преподавания в ходе учебно-воспитательного процесса, организация активного отдыха на перерывах, дней здоровья, турпоходов, спортивных соревнований и т.д.) К данной группе методов относятся также обучающие лектории для родителей и детей, в программу которых рекомендуется включать такие темы, как: «Профилактика близорукости школьников», «Детские неврозы», «Питание детей в школе и дома» и др.
На современном этапе реформирования школы валеологическому образованию и воспитанию уделяется особое внимание. В сущности, реформирование современной школы базируется на валеологических подходах к обучению и воспитанию.
В этой связи заслуживает особого внимания изучение модели школьно-семейного воспитания «Ориентир», разработанный учеными Осиповой М.П., Козлович С.И., Бесовой М.А. и др., и в частности, проекта «Здоровый образ жизни». В проекте заложены возможности развития, интеграции знаний, умений, усвоенных младшими школьниками в учебное и внеучебное время. Осипова М.П. и др. подчеркивают, что «работая над проектом «Здоровый образ жизни», мы руководствовались тем, что результат воспитания оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения и развитием способностей ребенка к дальнейшему самостоятельному здоровьетворению. В основу процесса формирования культуры здорового образа жизни мы положили правило: лучше знать и уметь меньше, но хорошо, нежели иметь поверхностные сведения по многим вопросам, связанным с совершенствованием здоровья».
В проекте дети знакомятся с основными, доступными возрасту способами и методами формирования и сохранения здоровья.
В проекте ЗОЖ выделено три направления: «Я и мое здоровье», «Пути-дороги в мир здоровья» и «Опасно-безопасно». Цель направления «Я и мое здоровье» - формирование представлений детей о нравственном аспекте здоровья, приобщение их к валеологической культуре, культуре здорового образа жизни. Ребята продолжают совершенствовать навыки гигиенического поведения, причем происходит это на базе усвоения элементарных анатомо-физиологических сведений. Блок «Познай себя и соблюдай правила для всех», включенный в проект во втором и третьем классах, способствует накоплению учащимися определенных знаний и навыков режима и гигиены питания.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.