Принципы управления деятельностью учащихся в процессе валеологического воспитания.
Разработать организационно-методические основы валеологического воспитания личности учащихся возможно, если весь педагогический коллектив образовательного учреждения нового типа, родители в своей деятельности будут придерживаться не только разработанных традиционных педагогических и психологических закономерностей воспитания, но и принципов управления валеологическим воспитанием участников данного процесса. В организации деятельности участников валеологического воспитания ведущую роль играют преподаватели образовательного учебного заведения. Педагогическое руководство процессом валеологического воспитания направлено на то, чтобы вызвать у учащихся активность и инициативу. Отсюда вытекает значимость следующих принципов:
- ведущей роли теоретических знаний - является важным принципом. Он реализует отбор и структурирование содержания программ по валеологии, выходит в качестве приоритетного в процессе познания внутренних сущностных связей между явлениями и фактами, между разными предметами и разными темами. При этом анализируются, прежде всего, взаимосвязи явлений, которые постоянно множатся и усложняются. Данный принцип рассматривается как важнейшее условие для самостоятельных открытий детьми определений, понятий, выхода на обобщенные знания в области валеологического воспитания;
- сочетания педагогического управления с развитием, инициативы и самостоятельности - педагогическое управление в валеологическом воспитании призвано поддержать полезные начинания ребенка в укреплении своего собственного здоровья. С этой целью во всех сферах деятельности валеологического воспитания в образовательных учебных заведениях, по возможности, учащиеся должны быть поставлены перед необходимостью делать выбор, по отношению к своему здоровью, принимать самостоятельные решения по сохранению и укреплению своего здоровья, активно участвовать в их выполнении;
- сознательности и активности - этот принцип в целостном педагогическом процессе отражает активную роль учащихся в процессе валеологического воспитания. Он предполагает воспитание у школьников осмысленного овладения изучаемым теоретическим материалом и физическими упражнениями, заинтересованности и стремления правильно выполнять предлагаемые действия;
- уважения к личности ребенка - в сочетании с разумной требовательностью к нему также является одним из принципов организации детской деятельности. Данный принцип вытекает из сущности гуманистического воспитания личности. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Как показывает практика, разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективна, целесообразна, продиктована потребностями валеологического воспитания личности учащихся, задачами всестороннего развития личности;
- принцип адекватного реагирования выделен нами в связи с вышеуказанным принципом. Следование ему обусловлено необходимостью применения дифференцированного подхода к группам подростков с различным уровнем сформированности у них основ здорового образа жизни и установок у них на формирование культуры здоровья. Реагирование в процессе валеологического воспитания на действия и поведение подростков должно быть рациональным и соответствовать уровню сформированности у групп учащихся основ здорового образа жизни в конкретный период оценки в течение учебного года;
- согласованности требований школы, семьи и общественности - является принципом, только при соблюдении которого возможна успешная реализация принципов управления валеологическим воспитанием. Единство и целостность учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях тесно связана со всеми и взаимодействует со всеми педагогическими системами. Трудно достичь, например, успеха в соблюдении гигиены тела в режиме дня, если преподаватель валеологии с учениками обсуждает данную проблему, а в условиях семьи родители проявляют нетребовательность;
- доступности - является принципом, важность и особенности реализации которого в процессе валеологического воспитания учащихся обусловлены тем, что в процессе учебных занятий деятельность школьников должна строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных перегрузок, отрицательно отражающихся на их физическом и психическом здоровье. Умелое соблюдение принципа доступности является, поэтому залогом оздоровительной направленности учебного процесса валеологического воспитания учащихся образовательных учреждений; в валеологическом воспитании личности учащихся принцип доступности довольно тесно связан с принципом учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Возрастной подход, прежде всего, предусматривает изучение уровня физического развития, воспитанности и социальной зрелости учащихся. Индивидуальный подход необходим в решении всех основных задач валеологического воспитания, будь то задачи по формированию знаний, умений и навыков или воспитанию двигательных и духовных качеств. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта формирования основ здорового образа жизни, культуры здоровья. Учет индивидуальных особенностей человека нами рассматривался с позиций обусловленной генотипом морфофункциональной «типологической» специфики человека, определяющей и характер его реакции на различные по структуре, характеру и динамике оздоровительные мероприятия;
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.