Реализация целей и задач валеологического воспитания личности учащихся опирается на следующие принципы:
- гуманизации - внимание к личности каждого ребенка и учащегося как к высшей социальной ценности, что определяет формирование качеств и свойств личности, которые развивают ее самодеятельность и общественную активность, работоспособность и способность к общению, ориентируют на здоровый образ жизни, этические нормы и эстетические идеалы;
- демократизации - отношения в общественно-государственной системе валеологического и физического воспитания, расширяющие сотрудничество и ответственность участников за духовное и физическое совершенствование детей и учащейся молодежи, освобождающие творческую деятельность педагога от регламентации и администрирования, включающие в единый процесс сотрудничества самих учащихся, семью, школу и общественность;
- дифференциации и индивидуализации - создание условий для наиболее полного проявления возможностей и способностей детей и учащихся в свободно выбранных видах и формах валеологической и физкультурно-спортивной деятельности с учетом их ценностных ориентаций, личностных, психофизиологических особенностей;
- деятельностного подхода - нацеливание личности на активное выполнение индивидуальных или коллективных программ физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, развитие познавательных и творческих возможностей, включение в процесс физического самообразования и самосовершенствования;
- целостности - такой уровень организации учебно-воспитательного процесса валеологического воспитания, при котором стимулируется активное развитие личности в целом, ориентация на формирование общей, валеологической и физической культуры детей и учащихся в единстве знаний, умений, навыков, убеждений, творческих способностей;
- оздоровительной направленности - являющийся одним из важнейших принципов валеологического воспитания учащихся. Основной смысл его заключается в обязательной установке на достижение наибольшего и безусловного оздоровительного эффекта, т.е. эффекта укрепления здоровья. Принцип оздоровительной направленности дает единственно приемлемую исходную установку при решении проблем валеологического воспитания учащихся. Существенно, что этот принцип, как отмечает Л. П. Матвеев, «содержит не только профилактический смысл («не допускать нарушений здоровья!»), но и активно действующую установку («укреплять, улучшать, совершенствовать!»), иначе говоря, он нацеливает на тот путь к устойчивому здоровью, который проходит через неуклонное повышение уровня дееспособности человека»;
- комплексности используемых оздоровительных средств и мероприятий означает, что невозможно добиться высокого уровня здоровья за счет использования лишь одного или нескольких средств или условий, - только их полноценное и разумное сочетание, соответствующее содержанию компонентов здорового образа жизни, может дать необходимый здравотворческий эффект. Впрочем, такое требование не противоречит тому, что в оздоровительной системе, принятой конкретным человеком, может (как это чаще всего и бывает) преобладающее значение иметь какое-либо одно средство (например, физические упражнения, психорегуляция, очистка организма или др.), однако в самой системе должны найти отражение и все остальные компоненты оздоровления;
- опережающего развития - предусматривает включение в процесс валеологического воспитания личности учащихся заданий, упражнений, теоретических тем, для освоения которых необходимо более высокое физическое и интеллектуальное развитие;
- научности - является ведущим ориентиром при приведении содержания валеологического воспитания в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией по вопросам сохранения и укрепления здоровья индивидуума. Научно обоснованное построение педагогического процесса по валеологическому воспитанию предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений сознания и поведения;
- наглядности является важнейшим организующим положением не только для процесса обучения, но и всего целостного процесса валелогического воспитания. Процесс валеологического воспитания основан на закомерностях познания окружающей действительности и развития мышления, развивающегося от конкретного к абстрактному. Особое значение в реализации принципа наглядности имеет адекватное использование средств и методов наглядного воздействия применительно к двигательной деятельности;
- природоцелесообразности и междисциплинарности — этот принцип являются своего рода общим руководством в организации валеологического воспитания личности учащихся, позволяющим формировать и сохранять здоровье на уровне «личность - организм».
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.