Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе реализации здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе

Новое об образовании » Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальных классов » Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе реализации здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе

Страница 3

Двигательная активность является также биологической потребностью организма. В этом возрасте происходит саморегуляция двигательной активности, что обеспечивает постоянную величину энергетических затрат и является необходимым условием нормального роста и развития организма. Уровень двигательной активности сказывается не только на физическом, но и на умственном развитии ребенка. Гендерные особенности также необходимо учитывать, и в связи с этим применять индивидуально-дифференцированный подход. Имеются различия в созревании мозга, в познавательной, сенсорно-перцептивной сфере, в мыслительных процессах. Эти различия проявляются у младших школьников в поведении, играх, учебе.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее сензитивным к избирательным воздействиям, что имеет большое значение для дальнейшего развития личности. Исходя из этого, следует, что в данном возрасте необходимо формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать культуру здоровья, мотивацию на ведение ЗОЖ.

При работе над первой главой перед нами стояли такие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

2. Проанализировать опыт учителей начальной школы в области использования здоровьесберегающих технологий.

3. Изучить возрастные особенности младших школьников.

Анализируя психолого-педагогическую литературу по теме “Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальной школы”, нами было выявлено то, что в настоящее время нет единого подхода к определению понятия здоровье, каждая наука содержит свою собственную трактовку. Так, например, согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), понятие “здоровье” определяется как “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Наиболее важной составляющей общего здоровья является психическое здоровье. Такие ученые, как А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, предложили следующее определение: “… психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности”. В педагогике имеется следующий взгляд на составляющие здоровья: физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. А социальное здоровье определяется как моральное самообладание, адекватная оценка своего “я”, самоопределение личности в относительных социальных условиях микро- и макросреды. В связи с этим существует многообразие понятий в области здоровьесберегающих технологий. Разнообразные подходы к пониманию здоровьесберегающих технологий легли в основу разделения на типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья. Здоровьесберегающая деятельность в процессе образования должна вестись по трем направлениям: педагогическому, психическому и физиолого-валеологическому. В настоящее время более полно и научно обоснована проблема здоровьесберегающих технологий как педагогическое явление, что нашло отражение в работах Н. К. Смирнова. С точки зрения этого ученого, правильно говорить не о здоровьесберегающих технологиях, а о “здоровьеформирующих технологиях” под которыми он понимает психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья у учащихся, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни (ЗОЖ). Наличие разнообразных точек зрения к основным понятиям свидетельствует о том, что проблема здоровья исследована не до конца, что может привести к столкновению разных взглядов на данную проблему. Представленный учеными практический и теоретический опыт в области реализации ЗОТ в настоящее время активно используется учителями и школами.

Изучая опыт учителей начальной школы по проблеме укрепления и сохранения здоровья учащихся, мы обнаружили, что проблема воспитания здорового поколения приобретает все большее значение. Основным стержневым направлением, на наш взгляд, является стимулирование здорового образа жизни (ЗОЖ) всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей. Так, например, коллектив учителей начальной общеобразовательной школы № 39 г. Сургута, Тюменской области для сохранения здоровья учащихся осуществляют дифференцированный подход. В данной школе созданы классы здоровья, организуются спортивно-оздоровительные мероприятия, внедрена программа “Валеология школьника”. Кроме указанных мероприятий проводится ионизация воздуха пред уроками и на переменах, каждую четверть осуществляется курс витаминизации. А также большое внимание уделяется оснащению кабинетов регулируемой мебелью. Рассмотрев опыт учителя Г. В. Артемихиной, которая реализует программу воспитательной деятельности “Школа здоровья и радости”, мы выявили, что эта работа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. В данной школе организована работа клуба “Здоровье”, ценность которого состоит в том, что в каждом классе проводятся занятия, направленные на привитие правил личной гигиены, теоретическое усвоение важности занятий физической культуры, формирование собственной устойчивой позиции к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ). Также в школе проводится работа с родителями, главной задачей которой является формирование здорового досуга семьи. На таких встречах раскрывается значимость здоровья, которое является основой успешности в обучении. Также эти беседы направлены на создание положительной эмоциональной атмосферы в семье, формирование знаний о том, как помочь ребенку избежать влияния вредных привычек. Ежегодно на родительских собраниях обсуждаются успехи, достигнутые за год работы над формированием ЗОЖ. Изучение работы учителей МОУ СОШ № 20 г. Кирова показало, что в данной школе алгоритм здоровьесберегающей деятельности выстраивается от диагностики и аутодиагностики к прогнозированию, формированию и укреплению здоровья путем наращивания резервов организма, к бережному саморасходованию и восстановлению резервов, к коррекции состояний и снова к диагностике. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива заключается в формировании мотивов, потребностей и ценностей здорового образа жизни (ЗОЖ); формировании нравственных чувств, нравственных качеств и поступков, нравственного сознания; создании благоприятной, здоровой, социокультурной среды, в которой растет и развивается ребенок. Проанализировав работу коллектива учителей гимназии № 35 г. Тольятти Самарской области, мы обнаружили, что основной идеей воспитательной системы “Гармония здоровья” является культура здоровья ученического и педагогического коллективов как условие и результат формирования личности с устойчивой потребностью в ЗОЖ. Важнейшим организационным педагогическим условием успешной работы по формированию устойчивой потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ) учащихся является работа с родителями, цель которой – сделать их союзниками педагогов. В работе с родителями используются как массовые, так и групповые и индивидуальные формы и мето-ды. Например, методы изучения семьи: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, анализ детских рассказов, рисунков о семье и т. п. В общем можно сказать, что воспитательная система приобретает новую социально-культурную функцию – формирование культуры здоровья в гармоническом единстве физического, психического и нравственного компонентов. Здоровье становится фактором, способствующим развитию учащихся.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru