В- третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Кроме того, и сами средства- стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние ( например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук., записей и т.п.), а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.
Изучая особенности памяти, российские ученые пришли к выводу: память- главное свойство, которое сделало человека именно человеком. Без способности воспринимать, накапливать и использовать информацию, полученную из внешней среды,- а это и есть память - невозможно выжить в нашем постоянно меняющемся мире. Только получив такую способность, первичные комочки протоплазмы – коацерваты смогли вступить на путь эволюции, приведшей через миллионы лет к появлению высших животных и человека. И вела их на этом пути память.
Тема эта, вне всякого сомнения, актуальна, так как она играет роль в жизни любого индивидуума. Она служит не только базой для сознания и мышления. Даже восприятие окружающей действительности невозможно без участия памяти.
Работа выполнена на листах, состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются следующие вопросы: общая характеристика памяти, виды памяти, теории формирования развития памяти, особенности памяти дошкольника, развитие памяти в младшем школьном возрасте. Во второй главе рассматривается эмпирическая часть. Далее идет заключение, выводы, литература, приложение.
Перед началом исследования мы поставили цель: доказать или опровергнуть достоверность выдвинутой нами гипотезы о наличии взаимосвязи зрительной и слуховой памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели мы определили для себя несколько основных задач исследования:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности развития свойств памяти у дошкольников и младших школьников.
3. Определить психологические условия, способствующие развитию основных свойств памяти дошкольников и младших школьников.
Предметом нашего исследования являлись свойства памяти дошкольника и младшего школьника.
Объектом исследования выступили дошкольники детского сада п. Новониколаевский и младшие школьники средней общеобразовательной школы п. Новониколаевский в количестве 40 человек.
Были использованы следующие методики:
1.Опросник для проверки памяти "Память на числа".
А. зрительная
Б. слуховая
2.Методика А.Р. Лурия "Заучивание слов".
3Вычисление по Стьюденту.
Результаты, полученные в ходе экспериментов, мы указали в дипломной работе. Сравнивали зрительную и слуховую память у детей дошкольного и младшего школьного возраста по критерию Стьюдента.
Между зрительной памятью у детей дошкольного и младшего школьного возраста никаких достоверных различий по критерию Стьюдента не обнаружены. Сравнивая слуховую память, мы пришли к выводу, что различия между группами достоверны с р<0,05.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.