Проблема проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ООП) стала актуальной для дошкольных образовательных учреждений после утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ).
Согласно п. 5 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ .".
Соответственно, задачей каждого дошкольного образовательного учреждения является не столько написание, сколько разработка ООП*. Это тщательная подготовка к использованию в условиях конкретного учреждения материалов примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и образовательных программ по приоритетным направлениям развития воспитанников.
Проектирование ООП начинается с проблемно-ориентированного анализа, который дает представление о качестве осуществляемой образовательной деятельности на основе оценки ее результатов. Этот этап связан с тщательным изучением промежуточных и итоговых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы, уточнения критериев оценки достижений детей. Ориентиром являются интегративные качества ребенка, заложенные в ФГТ.
Например, одним из интегративных качеств ребенка является "эмоционально отзывчивый" (п. 3.5 ФГТ). Проблемно-ориентированный анализ как результат мониторинга образовательного процесса должен показать специфику проявления данного качества в разных сферах жизнедеятельности дошкольника. Это требует определения критериев оценки на основе возрастных нормативов, предусмотренных примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, на основе которой строится деятельность ДОУ.
Таким образом, проектирование ООП начинается "с конца" - с уточнения особенностей результатов ее освоения ребенком, установления их соответствия ФГТ, выявления достижений воспитанников и проблем в организации образовательного процесса. Одновременно подбирается и уточняется инструментарий для проведения мониторинга, отрабатываются формы обработки и хранения полученной информации. Напомним, что образовательный мониторинг - это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая характеризуется непрерывностью действия*.
Результаты проблемно-ориентированного анализа являются отправной точкой для проектирования пояснительной записки к ООП. Уточним, что пояснительная записка является структурным элементом обязательной части ОПП. Экспертиза создаваемых дошкольными учреждениями образовательных программ свидетельствует о том, что типичной ошибкой педагогических коллективов является отделение пояснительной записки от обязательной части программы и написание ее как самостоятельного структурного элемента данного документа.
В пояснительной записке должно найти отражение своеобразие образовательного процесса конкретного дошкольного образовательного учреждения. Прежде всего следует охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности контингента детей. При написании этой части пояснительной записки необходимо указывать те особенности воспитанников, которые имеют непосредственное отношение к содержанию и организации образовательного процесса в данном ДОУ. Именно эта часть пояснительной записки вызывает у разработчиков типичные трудности, что зачастую приводит к описанию возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников безотносительно к образовательным достижениям и проблемам детей. В таком случае составленный текст напоминает содержание учебных пособий детской психологии, описывающих обобщенные возрастные особенности детей разных периодов дошкольного детства. Избежать этой ошибки позволяет отражение данных проблемно-ориентированного анализа за последние три года, особенностей готовности к школе выпускников детского сада, раскрывающих достижения и проблемы детей в освоении образовательного содержания, характеристика воспитывающихся в детском саду дошкольников с особыми потребностями.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.