ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») – как совокупности из электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего класса (возрастного уровня), реализующего все требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать учебный процесс) и «бумажного» методического сопровождения;
ИИСС (информационные источники сложной структуры) – своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто – носящие (в содержательном плане) комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.
Таким образом, начиная разговор о ЦОРах, необходимо, прежде всего, договориться – что именно будет пониматься под этим названием. Хотя, наверное, обычному, «рядовому» учителю все же более близким является первый, «широкий» вариант трактовки этого понятия. Если трактовать термин «ЦОР» именно в широком смысле, то это не только ресурсы, профессионально разработанные фирмами в рамках тендеров НФПК, но и любые реализованные на компьютере объекты, создаваемые для собственных нужд учителем, а также творческие работы учащихся. Нередко именно так учителя и решают насущный вопрос компьютерной поддержки преподавания своего предмета - либо что-то создают на компьютере сами, либо поручают ученикам выполнить эту работу, раздавая им соответствующие темы творческих работ.
К особенностям «профессиональных» ЦОРов относятся:
Метаописание объектов в соответствии с неким общепринятым шаблоном (включая «привязку» цифрового объекта к конкретной теме единого рубрикатора, однозначно определяющего роль и место данного объекта в учебном процессе по данному предмету).
ЦОР должен представлять собой только лишь некоторый файл данных, подготовленный в таком формате, который соответствовал бы заранее оговоренному допустимому перечню.
Поэтому для работы с такими ЦОРами всегда требуется либо соответствующее программное обеспечение (способное работать с такими файлами), либо (что более предпочтительно) некая универсальная оболочка, специально предназначенная для формирования на компьютере требуемого комплекта ЦОР, их упорядоченного хранения, поиска и воспроизведения, а также (желательно) обеспечивающая контроль знаний и предоставляющая ряд функций для управления проведением учебного процесса. В настоящее время такая оболочка находится в стадии завершения ее разработки, также в рамках одного из тендеров НФПК. Это – Система организации и поддержки образовательного процесса, разрабатываемая фирмой «1С» и получившая название «1С: Образование 4. Школа». По завершении ее разработки она будет предоставлена российским учителям и, по-видимому, станет основной программной средой для работы с ЦОРами. Причем очень важным является тот факт, что одним из компонентов этой системы является среда разработчика ЦОР – простая в освоении и в использовании и вместе с тем достаточно «профессиональная», которая позволит учителям и учащимся не только создавать собственные цифровые ресурсы, но и оформлять их в соответствии с принятыми для Единой коллекции ЦОР стандартами (регламентом), сопровождать эти ресурсы требуемыми метаописаниями и привязкой к единым рубрикаторам, а также формировать «дистрибутивы» этих ресурсов для обмена ими с другими учителями. Само представление учебного материала в виде ЦОР призвано придать этому материалу какие-то новые качества, которыми не обладает этот же материал при его традиционном представлении – на страницах учебника, энциклопедии, плаката или слайда – и даже при его представлении в виде обычной «аналоговой» аудио- или видеозаписи. Но в понимании многих ЦОР все еще остается только лишь «оцифрованным» материалом, независимо от того, придает ли ему эта оцифровка новые качества. А в итоге – мы получаем, например, комплекты ЦОР по математике, где те или иные объекты представляют собой скопированные из учебника абзацы с текстом определений, «отсканированные» из того же учебника чертежи графиков функций или записи формул (чаще всего – в виде растрового изображения). Но какая разница – сможет ли ученик прочитать этот текст и формулы или рассмотреть графики на страницах учебника или же на экране дисплея (либо на проекционном экране)? Никакой! За исключением разве что того, что учебник – доступнее: для работы с ним не нужен ни компьютер, ни проектор. И, может быть, за исключением довольно сомнительной надежды на то, что само по себе общение с компьютером способно хоть на немножко повысить интерес («мотивацию») школьников к изучаемому материалу . На самом же деле понять, имеет ли смысл представлять тот или иной материал в форме ЦОР (и вообще в «электронной» форме), нетрудно. Для этого достаточно лишь представить себе этот будущий (или уже существующий) ЦОР, а затем . снова вернуться к «докомпьютерной эре» и попытаться представить себе тот же самый материал в «бумажном» виде. И посмотреть – что при таком «бумажном» представлении этого ЦОРа будет утеряно (в методическом и в содержательном плане). Если эти потери действительно были бы велики и невосполнимы (скажем, показать процесс функционирования того или иного устройства на бумаге удалось бы только в виде последовательности отдельных «кадров» – рисунков с подписями «а)», «б)», «в)», тогда как в ЦОРе это можно максимально наглядно показать в виде анимации; либо, например, при «бумажном» представлении графика будет утеряна возможность «поиграть» с ним, меняя те или иные параметры и исследуя «поведение» изучаемой функции) – значит, данный материал пригоден для его представления в виде ЦОР. Но если ничего (или почти ничего) не меняется, тогда следует крепко подумать: а нужно ли оцифровывать такой материал? Иногда это может быть, конечно, оправданным ради большей компактности хранения и быстроты поиска, но считать такие материалы ЦОРами в полном смысле этого слова, думается, неправильно. Это именно оцифрованные материалы (тексты, рисунки и пр.), – но не ЦОРы! Вместе с тем следует проследить, каким целям служат те или иные «новые возможности», появляющиеся при цифровом представлении материала. Они не должны сводиться только лишь к пустому «украшательству», не должны перегружать собой ЦОР (в том числе в технологическом плане) и не должны «заслонять» собой содержательное наполнение. Иногда при подготовке презентаций их разработчики слишком увлекаются богатством шаблонов слайдов и анимационных эффектов, а в результате содержание презентации оказывается попросту потерянным за множеством мельтешащих, вылетающих изо всех углов, мигающих надписей и частей рисунков, – так что внимание «зрителя», отвлекается на все эти «цифровые фейерверки» в ущерб презентуемому материалу.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.