метод «деловой игры»,
конкурсы практических работ с их обсуждением,
ролевые игры,
тренинги,
коллективные решения творческих задач,
кейс-метод.
По мнению специалистов, интерактивные методы, используемые в учебном процессе должны отвечать следующим требованиям:
активное, творческое, инициативное участие обучающихся в процессе получения знаний;
формирование, накопление и развитие навыков в процессе групповых и индивидуальных занятий;
максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности;
сотрудничество обучающихся и преподавателя в планировании и реализации всех этапов процесса обучения».
Формы и методы интерактивного обучения в зависимости от своеобразия организации методики учебной деятельности можно разделить на:
дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;
игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры;
тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.
Интерактивное обучение одновременно решает три задачи:
учебно-познавательную (предельно конкретную);
коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);
социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).
Все три задачи оказываются непосредственно связаны с развитием внутренней мотивации учения, для которого важен и интерес к процессу усвоения знания, и раскрытие личностного потенциала, возможного в коммуникации, и осознание практического потенциала полученных навыков.
Разумеется, в связи с изменением роли обучаемого в процессе получения знания меняется и роль преподавателя. Выделяются следующие задачи преподавателя-ведущего в интерактивной технологии:
направление и помощь процессу обмена информацией;
выявление многообразия точек зрения;
обращение к личному опыту участников;
поддержка активности участников;
соединение теории и практики;
взаимообогащение опыта участников;
облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
поощрение творчества и самостоятельности участников .
Только при условии принятия преподавателем обязательств, которые накладывает на него работа в новом режиме, возможно осуществление взаимодействие в процессе обучения. Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?
«Конкретному обучающемуся:
- опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;
- развитие личностной рефлексии;
- освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;
- развитие толерантности.
Учебной микрогруппе:
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.
Системе «преподаватель - группа»:
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- многомерное освоение учебного материала;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях».
Таким образом, внедрение в образовательный процесс технологий активного обучения играет огромную роль в развитии мотивации, реализуя целый ряд задач, непосредственно связанных с изменением привычного отношения обучающихся к получению высшего профессионального образования:
«интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;
повышение вовлеченности участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;
обеспечение не только прироста знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытия новых возможностей обучающихся, что является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;
изменение не только опыта и установок участников, но и окружающей действительности, так как активные методы обучения являются имитацией активных видов деятельности».
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.