Психолого-педагогические аспекты применения технологий активного обучения в высшем профессиональном образовании

Новое об образовании » Развитие мотивации учения у студентов с помощью технологий активного обучения » Психолого-педагогические аспекты применения технологий активного обучения в высшем профессиональном образовании

Страница 2

«1) принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от своего желания;

2) достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

3) вывод обучающего на позицию субъекта обучения;

4) индивидуализация педагогического взаимодействия;

5) самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых;

6) постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей».

Как мы можем заметить, одним из ключевых понятий активного обучения является взаимодействие. Говоря о взаимодействии как одном из главных условий изменения роли студента в процессе активного обучения, остановимся подробнее на интерактивных технологиях обучения, основанных именно на взаимодействии, причем не только взаимодействии обучаемых и преподавателей, но и на взаимодействии студентов между собой.

Интерактивность в настоящее время – понятие, изучаемое достаточно активно. Так, С.Б.Ступина отмечает: «Одним из современных направлений «активного обучения» является интерактивное обучение. В отечественной педагогической литературе оно пока еще недостаточно описано, рассмотрим более подробно.

Интеракция (в психологии) – это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то), беседы.

Интеракция (в социологии) – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

Интеракция (в педагогике) – способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем».

А.Г. Анацкая в своей статье «Интерактивные методы обучения», в свою очередь, называет три типа интерактивности:

«1.Взаимодействие студента и предмета обучения. Это определяющий критерий обучения, без которого не может быть образования, поскольку он определяет процесс интеллектуального взаимодействия с предметом, в результате чего изменяется уровень подготовки обучаемого, расширяются его перспективы и повышается его интеллектуальный уровень. Взаимодействие студента и предмета обучения отчасти отражает, то, что называют «внутренней дидактической беседой», когда обучаемые «говорят сами с собой» об информации и идеях, с которыми они столкнулись в контексте учебника, телепередаче, лекции.

Для обеспечения этого взаимодействия студенты располагают такими средствами обучения, как тексты, учебные аудио и телепрограммы, видео- и компьютерные программы.

Некоторые из обучающих программ по сути своей являются исключительно предметно-интерактивными. Они представляют собой однонаправленную связь со специалистом по данному предмету, которому иногда помогает создатель этой программы, с целью помочь студентам в изучении предмета. Никаких других профессиональных обучающих приемов в этой программе нет, обучение, по существу, самостоятельное.

2. Взаимодействие студента и преподавателя

Преподаватель (тьютор), согласно программе преподаваемого предмета, стремятся стимулировать и поддержать интерес студента к изучаемому материалу, вызвать у студента мотивацию к обучению, усилить и сохранить интерес обучаемого, в том числе побуждая его к выработке самомотивации. Вниманию студента предъявляется определенный материал для получения информации, демонстрации применения навыков или моделирования определенных подходов и ценностей.

Далее преподаватель создает ситуацию, в которой студент может показать, как он может применить получаемые знания в виде практического применения полученных навыков или умения распорядиться новой информацией и новыми идеями. Преподаватели оценивают работу студентов, чтобы определить эффективность образовательного процесса и при необходимости изменить стратегию обучения. Наконец, преподаватель проводит дискурс или оказывает поддержку каждому студенту, причем степень и сущность такой поддержки зависит от уровня подготовки обучаемого, личностных качеств преподавателя, его убеждений и других факторов.

Степень влияния преподавателя на студента в процессе взаимодействия значительно выше, чем при взаимодействии студента и предмета изучения. Студент попадает под влияние профессионального тьютора, и у него появляется возможность, ориентируясь на опыт педагога, изучать предмет наиболее подходящим для него способом. Индивидуальный подход - вот существенное преимущество этого метода. Преподаватель ведет диалог с каждым студентом, обращает внимание на мотивационный аспект одного студента и постигает причину непонимания другого.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru