Содержательными характеристиками мотивов являются следующие:
I) наличие личностного смысла учения. В таком случае говорят, что мотив учения выполняет не только роль побудителя, но и является «смыслообразующим» для данного ученика, т. е. придает его учению личностный смысл. О роли смысла как внутреннего отношения к учению говорилось выше;
2) наличие действенности мотива, т. е. его реального влияния па ход учебной деятельности и всего поведения человека. Действенность мотива тесно связана с первой характеристикой - личностным смыслом учения. Ибо если мотив имеет личностную значимость, то он, как правило, является и действенным. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативе, в зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности. Если тот или иной мотив на оказывает реального влияния на ход учения, хотя ребенок может назвать этот мотив, психологи говорят о «только знаемых» (А.Н. Леонтьев) мотивах учения. Чаще всего «знаемые» мотивы сообщаются обучающемуся взрослыми - учителем, родителями, а реально действующие мотивы возникают как результат фактического включения в различные виды деятельности.
В данной работе нас интересует мотивация студентов. Конечно, мотивационные сферы в школьном и студенческом возрасте во многом схожи. И здесь мы также можем говорить о внешне (социальной) и внутренней (познавательной) мотивациях. Но мотивация студентов имеет свои специфические черты, связанные с получением высшего образования. Говоря об изучении данной сферы, исследователь Ю.О.Кравченко в статье «К проблеме формирования учебной мотивации студентов» отмечает: «Мотивация учебной деятельности студентов стала изучаться сравнительно недавно. Наиболее изученным направлениями здесь являются: мотивы поступления в вуз (Бобровицкая С.В., Печников А.Н., Мухина Г.А., Вовчик-Блакитная М.В. и др.), динамика изменения мотивов в процессе обучения в вузе (Вайсман Р.С., Гебос А.И. и др.), отношение студентов к разным учебным предметам (Реан А.А., Якунин В.А., Мешков Н.И. и др.).
Результаты исследований учебной мотивации студентов (Ильин Е.П., Василькова А.М., Иванова С.С. и др.) способствовали выявлению таких проблем, как девальвация высшего образования: ценностью становятся не знания, образование в целом, а сам факт наличия диплома. Кроме того, отмечается, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальностью снижается.
По данным Реан А.А., положительная мотивация студентов к учению способствует обеспечению успешного овладения знаниями и умениями, может выступать в роли компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Отсутствие же учебного мотива у студента или его низкая выраженность даже при высоком уровне развития способностей не может привести к значительным успехам в учебе.
Однако мотивы лишь создают возможность успешности учебной деятельности, так как то, в какой мере они будут реализованы, зависит от процессов целеполагания - постановки конечных и промежуточных целей учебной деятельности. Универсальным инструментом анализа, планирования и контроля успехов человека на каждом этапе его жизненного пути выступает жизненный план как высший уровень направленности личности, последовательная совокупность включенных в жизненную перспективу целей, обусловливающих длительно сохраняющийся во времени мотивации поведения».
Таким образом, мотивационная сфера в студенческом возрасте претерпевает значительные изменения. Как человек, достаточно взрослый, способный анализировать свои поступки, ставить цели и вырабатывать стратегии их достижения, расставлять приоритеты, студент в состоянии сам разграничить внутреннюю и внешнюю мотивацию своего обучения в ВУЗе, определить, что для него является важным. На этом этапе принципиально важно помочь студенту понять ценность высшего образования не как формального показателя социального статуса, а как конкретного набора знаний, умений, навыков. Кроме того, важно продемонстрировать возможности применения этого набора в условиях реальной жизни. Это способствует развитию у студента желания приобретать профессиональные навыки, стремится к самообразованию в своей области – то есть повышению внутренней мотивации учения.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.