Система работы по предупреждению нарушений письменной речи основывается на ряде принципов:
1. Системность. Все разделы работы должен проводиться одновременно.
2. Включение родителей в коррекционную работу с ребенком, поскольку успех по преодолению нарушений письма не достижим без сотрудничества логопеда и родителей.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
4. Комплексность. При необходимости к работе привлекаются узкие специалисты: психолог, врач.
Для формирования функционального базиса письменной речи у детей с общим недоразвитием речи необходимо формировать и развивать следующие основные функции:
1. Формирование пространственных и временных ориентировок:
Задачи:
1). Уточнение схемы тела (правая - левая сторона, низ - верх, сзади - впереди и т.д.).
2). Ориентировка во взаиморасположении предметов в пространстве и на плоскости.
3). Развитие способностей мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.
4). Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений (ориентировка с опорой на карту).
Игра "Расставь мебель" - просят ребенка расположить карточки с рисунками предметов мебели на схеме комнаты.
Игра "Собери квадрат". Взрослый вырезает из картона несколько квадратов разных цветов и разрезает каждый квадрат на несколько частей. Задание для ребенка: 1- разложи части квадратов по цвету, 2 собери из кусочков квадратики.
Настольные игры, связанные с передвижением фишек.
Лепка.
Конструирование из кубиков по образцу, занятия с конструктором, складывание разрезных картинок. Вы можете взять любую предметную картинку и для начала разрезать, ее на две части, а затем попросить ребенка сложить эту картинку, постепенно усложняя задание - на 4, 8, 12 частей.
Ориентирование по картам-схемам. Нарисуйте карту дороги, а отдельно к ней предложите маршрут, начерченный отдельно или объясненный на словах: "вперед", "потом направо", "потом вперед" и т.д.
Игры типа "Полянка".
Составление узоров из геометрических фигур.
Составление фигур из разрозненных деталей. Примерные задания: "Человечек", "Лицо", "Лошадь", "Медвежонок", "Автомобиль".
Игра в пазлы по составлению картинок.
Игра "Что это?". Вы показываете ребенку контурное изображение каких-либо предметов или только какие-то детали от них, а ребенок должен узнать, что это за предметы.
Подвижные игры, "Водитель", "Разговор жестами", "Лабиринт", "Куда спряталась кукла", "Разрезанные картинки", "Заштопай коврик".
2. Развитие кинестетического праксиса:
Необходимо организовать игры с различными предметами: собирать мелкие предметы (пуговицы, зернышки риса, горошины, спички), вкладывать маленькие предметы в большие (матрешки), завязывать развязывать шнурки; застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки; игры с веревочками - плести косички, завязывать узелочки типа макраме, продергивать через отверстия; складывать узоры из мозаики; лепить из пластилина; рвать бумагу на мелкие кусочки; резать ножницами; нанизывать бусинки. Для развития мелкой моторики нужно упражняться ежедневно. Это хорошо влияет не только на возможность управлять движением пальцев, но на развитие речи, произвольность поведения.
3. Развитие мыслительных операций:
Задачи:
1). Формировать умение и навыки сопоставления предметов и явлений, находить сходства и различия между ними.
2). Научить выделять существенные свойства предметов и явлений, объединять предметы и явления в группы на основе общих и существенных признаков (обобщение), а также делить на группы (классификация).
3). Учить находить лишний предмет на основе обобщения и классификации.
Игры - "Найди пару", "На что похоже", "Раздели на группы".
Задания на сравнение, обобщение, классификацию, исключение лишнего (по растениям, животным и т.д.).
Для родителей или для индивидуальной работы: Эксперимент "Что тонет, что не тонет", "Магазин", "Ассоциации".
4. Развитие зрительного восприятии, зрительной памяти:
Формирование дифференцированного восприятия и понятий "большой-маленький", "длинный-короткий", "широкий-узкий", "высокий-низкий". Игры: "Парные картинки", "Лото".
Подбор предметов по форме. Игры: "Геометрическое лото", "Домино" и др.
Мозаика.
Игры "Отыщи различия", "Что здесь лишнее" - это, как правило, два рисунка с некоторыми различиями в деталях.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.