В обучении грамоте выделяется три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.
Обучение грамоте должно осуществляться через звуковой аналитико-синтетический метод, слагаться из двух взаимосвязанных процессов: 1 – обучение первоначальному чтению; 2 – обучение письму. После этого, должно закрепиться работой по развитию речи на каждом уровне: звука (звуковая культура), уровень слова (словарная работа), уровень предложений и связного высказывания (текст).
В это же время на занятии по внеклассному чтению (1 ч в неделю) у учеников формируется интерес к детским книгам и самостоятельному чтению. Ведущим методом обучения является метод чтения-рассматривания детской книги.
Подготовительный этап (24 ч)
О речи (устная и письменная). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложение на слово, слово на слоги с использованием графической схемы.
Слог, ударение. Деления слов на слоги; ударения в словах (выделения голосом, длительные и более сильные произношения одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представления о звуках, различение на слух и при произношении гласного и согласного (твердого и мягкого, глухого и звонкого) звуков: наличие или отсутствие преград в полости рта, отсутствие или наличие голоса, слогообразующие роли гласных.
Выделение в слове отдельных звуков (гласный и согласный), звуко-слоговой анализ слова (установление количества звуков в слове, характер и последовательность), выделение ударного слога, соотнесение произносимого и слышимого слова по схеме-модели, которая отражает звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданными звуками, нахождение соответствия между произносимым (а впоследствии и читаемым) словом и предъявленной звуко-слоговой схемой-моделью.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание буквы по ее характерному признаку (изолированно и в составе слова, в различной позиции), правильное соотношение звука и буквы.
Букварный (основной) период (143 ч)
Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способом обозначения твердости и мягкости согласного звука.
Чтение слогов – «слияний» с ориентацией на гласные буквы, чтение слога с изученной буквой. Составление из букв и слогов разрезных азбук или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а после и без него), чтение. Последовательное обучение правильному, осознанному и плавному слоговому чтению вслух отдельного слова, короткого предложения и небольшого текста, доступного по содержанию, через правильное и относительно быстрое узнавание букв, определение ориентиров в читаемых словах, месте ударения в них.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать слово орфографически, т.е. так, как оно пишется, и так, как оно произносится, т.е. орфоэпически.
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развить у учащихся внимания к звуковой стороне речи чужой и своей, слуховой памяти и речевому аппарату. Совершенствовать общие речевые навыки; обучение неторопливому ритму и темпу произношения, должна быть сформирована правильность речевого дыхания, умеренность громкости и правильное интонирование.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.