Главным назначением начальной школы является воспитание. Оно заключается в целенаправленном формировании гармонично развивающейся, высоконравственной личности учащегося. Начальная школа должна обучить ребенка осознанному письму, чтению, правильному и полноценному содержанию устной речи; прививать учащимся ответственность по отношению к труду, к хорошему художественному вкусу; через каждый учебный предмет воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к своему народу, Отечеству, его языку, духовным ценностям и природе, уважительному отношению к другим народам и их национальной культуре; способствовать гармоничному и разностороннему развитию младшего школьника и раскрытию его творческих способностей.
Важная роль по реализации цели и задач, которые стоят перед начальной школой, отводится изучению родного (русского) языка. Программа по изучению русского языка в начальной школе состоит из трех взаимосвязанных, но имеющих определенную самостоятельность учебных курса:
1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
3. Лексика, грамматика, фонетика, правописание и развитие речи.
Основу этого учебного курса составляет развитие речи, которое во всем процессе изучения русского языка будет иметь четкую практическую направленность и нацеливать на то, чтобы научить школьников осмысленно читать, писать и говорить, дать им доступное по возрасту и пониманию первоначальное знание о языке, литературе, провести работу по обогащению речи учащихся, развивать их интерес и внимание к речи, прививать любовь к чтению художественной литературы.
При обучении чтению должны реализовываться основные дидактические принципы: принцип доступности, перспективности, преемственности, самостоятельности, развивающей направленности, и учета индивидуальных особенностей учеников.
Обучение грамоте проводится в 1 классе, начиная с сентября в течение шести – восьми месяцев. В зависимости от того, как усваивается материал детьми учитель может сокращать или увеличивать этот период на свое усмотрение. В этот период также ведется работа на развитие фонематического слуха учащихся; обучение их первоначальному чтению и письму; расширение и уточнение представлений об окружающей действительности в процессе чтения, на организованных экскурсиях, наблюдениях; обогащение словаря учащихся и развитие устной (слушание и говорение) и отчасти письменной (письмо) речи.
Обучение первоначальному чтению и письму должно осуществляться на через современный вариант аналитико-синтетического метода, который позволяет учитывать новейшие данные методической, лингвистической и педагогической науки, и будет носить воспитывающий и развивающий характер, позволяя обеспечивать интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень осознанного чтения и собственной речи. На уроках ребенок учится делить предложение на слова, слово на слоги, слог на звуки, устанавливает порядок следования звуков в словах, связь между звуками. Младшие школьники обозначают звуки буквами, составляют и читают слоги и слова, начинают овладевать процессами правильного, сознательного и плавного слогового чтения, а также чтения целыми словами предложения и связного текста.
Программа «Обучение грамоте и развитие речи»
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.