Педагогическая технология как один из комплексов средств для оптимизации реализации педагогических условий для развития творческих способностей личности

Новое об образовании » Педагогические условия для творческого развития личности » Педагогическая технология как один из комплексов средств для оптимизации реализации педагогических условий для развития творческих способностей личности

Страница 1

Педагогическая наука предлагает в настоящее время комплекс средств образовательных технологий и показывает пути их практического применения. Стратегическими на сегодня признаются педагогические технологии компьютерной информатизации образования, трансформационные и дистанционные технологии. Популяризируются также технологии интенсивного, личностно-ориентированного, личностно-деятельностного и опережающего обучения и д.р. Все они в определенной степени могут быть использованы в технологизации процесса воспитания культуры учащихся. Более того, в современной педагогической теории и практике наблюдаются интегративные процессы, которые способствуют выстраиванию педагогического знания на основе философии, социологии, культурологии (этики, эстетики, эргономики, метрологии, глобалистики и т. д.). Возникает вопрос: как эти науки трансформировать в культуру через педагогическую систему знаний. Ведь современно построенный учебный процесс формирования культуры личности значительно сложнее, чем традиционно сложившийся на основе известных дидактических принципов.

Для того чтобы процесс учебной деятельности осуществлялся эффективно, необходимо научиться пользоваться современными педагогическими технологиями, разбираться в их сути и создавать свои профессиональные стратегии деятельности, учитывать то обстоятельство, что гармоничный педагогический процесс возможен только как точное воспроизведение заранее спроектированной педагогической технологии, т. е. четко поставленной цели и педагогических задач в совокупности с адекватной технологией их решения. Лишь в этих условиях представляется возможным превращение учебно-воспитательной работы из малоупорядоченной совокупности действий в целенаправленный процесс.

В самом широком смысле слова под технологией понимают науку о законах функционирования любой сложной системы, вкладывая в это понятие три основные составляющие.

Идеологию - информационная составляющая, отвечающая на вопрос что? Это концепция и принципы, на которые опирается система (образовательная система опирается на следующие принципы: научности, доступности, перспективности, последовательности, связи с практикой и др.).

«Орудия» труда (чем?) - инструментальная составляющая: какие «ресурсы» (в широком смысле) необходимы для реализации технологии (в образовании - это учебные заведения, оборудование, коммунальные, гигиенические и другие условия, учебники, программно-методическое обеспечение, компьютеры, спортивные залы и др.).

Кадры (кто?) - социальная составляющая технологии: требования к людям, реализующим «идеологию с помощью» орудий (в образовании - это прежде всего требования к образованности и культуре педагогов и управленцев, к их стремлению и умению заниматься творческой работой и т. д.).

Все три составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены (зависимы друг от друга): изменение структуры (стратегии) одной из них непременно требует изменений двух других.

Анализ определения понятия «педагогическая технология» обнаруживает вариативность его трактовок. Оно понимается как проект учебно-воспитательного процесса, как модель этого процесса, как закономерности и принципы его организации, как система учебно-воспитательного процесса, как сам процесс, как методы, средства, операции, способы, приемы, условия, формы организации учебно-воспитательного процесса и т. п.

Между тем работы В.П. Беспалько, В.Ф. Венды, О.В. Долженко, В.С. Игропуло, М.М. Левина, В.С. Леднева, Б.Т. Лихачева, В.Д. Майорова, А.С. Макаренко, Н.И. Орлова, Н.Ф. Талызиной, Д.В. Чернилевского, Р.Х. Шаймарданова, П.М. Эрдниева, Ф. Янушевича позволяют конкретизировать основные сущностные характеристики педагогических технологий.

Научные взгляды на культуру личности позволяют конкретизировать структуру культуры личности как ведущей целеполагающей установки в системе воспитания. В качестве отправной платформы понимания природной и социальной детерминации культуры личности принимаются общепедагогические и психологические подходы, связанные с ними вопросы социализации личности, движущие силы ее развития, творчества и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, В.С. Леднев, А.Н. Леонтьев, Б.В. Ломов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков).

Принципами использования технологического подхода в формировании культуры личности выступают: единство связи элементов системы педагогической технологии; диагностичности целеполагания; функциональной полноты; научности знаний; функциональной взаимосвязи содержания форм и методов; открытости функционально-методических решений; объективной оценки конечного результата; культурологического подхода; преемственности и завершенности самоопределения в культуре; вариативности используемых средств и методов; оптимизации.

В целом же формирование культуры личности представляется как процесс целенаправленного, организованного с помощью специальных методов и разнообразных средств и форм активного обучающего взаимодействия преподавателей и учащихся. При ведущей и направляющей роли преподавателя обеспечивается полноценное усвоение знаний, умений, навыков развития умственных и физических сил и творческих способностей. Практическая обучающая деятельность обеспечивает активное освоение учащимися ценностей культуры. Она актуализирует смысловую сторону педагогического процесса, наполняет его реальным содержанием.

Страницы: 1 2

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru