Современные тенденции разработки развития творческих способностей в контексте культуры

Новое об образовании » Педагогические условия для творческого развития личности » Современные тенденции разработки развития творческих способностей в контексте культуры

Как элементы, составляющие систему «Культура» нами выделены субъекты культуры и продукты культуры.

Субъекты культуры (лат. subjectum) — понятие, употребляемое в философии культуры и культурологии, обозначающее различных носителей в сфере создания, потребления, сохранения и трансляции культур, достижения, норм, отношений. В качестве субъектов культуры выступают: 1) отдельные личности, воспроизводящие себя как субъекты культуры определенной исторической эпохи; 2) социально-культурная общность как совокупность индивидов, объединенных единой системой ценностей, как субъекта саморазвития культуры; 3) регион как совокупность социально-культурных, групп, движений, как носителя культур, потенциала (включая историко-культурное и этно-культурное своеобразие, ландшафтные особенности, традиции, предания, памятники истории и культуры и др.); 4) общество (нация) как носитель духовной целостности и историко-культурной самобытности; человечество как совокупность национальных культур.

Субъекты культуры творят и воспроизводят культуру, то есть обладают творческими способностями и творческим сознанием, проявляя эти качества во взаимодействии с пространством культуры при воспроизводстве продуктов культуры, как результата этого взаимодействия, выражаемого в конкретной предметной и логической форме.

При воспроизводстве информации, текста, продуктов культуры нами выделены два момента: акт восприятия (умения воспринимать и обрабатывать) и передачи (умения воспроизводить при использовании). Оба момента могут быть инновационными, так как при восприятии информации мы учитываем момент соавторства с автором текста, и то, что при воспроизводстве каждый использует собственный арсенал воспроизводящих средств, который также носит характер новизны.

Что касается механизма творчества, то человек способен творить и тогда, когда опредмечивает свои замыслы и способности в форме вещи, и тогда, когда распредмечивает произведение кого-то другого. Суть творческой деятельности - в вовлечении предмета в новые взаимосвязи, которых нет в природе или которые не предполагались его создателем. И тогда распредмеченный смысл может оказаться богаче и шире того, что сознательно опредмечивалось автором. Кроме того, новая культурная ситуация, в которой находится другое поколение, раскрывает иные грани в давно созданном произведении, как это часто, например, бывает в литературе. Таким образом, субъектом творческого процесса, безусловно, является человек, но новые идеи и смыслы он черпает не из самого себя, глубин сознания и подсознания, а из своего взаимодействия с действительностью.

Следовательно, взаимодействие систем «Культура» и «Творчество» осуществляется через творческую личность – субъект культуры, а творчество является механизмом саморегуляции взаимодействия со средой.

Природа творчества на уровне культуры была центральной темой для Владимира Соломоновича Библера (1918-2000). Библер был уверен, что произведение культуры возможно только в контексте сотворчества.

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru