Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие – свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление – это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.
В ходе обучения в учреждении дополнительного образования детей
педагоги используют инновационные технологии, учитывая возраст ребенка, ступени обучения. В таблице 1 «Характеристики социализированности обучающихся по ступеням обучения в учреждении дополнительного образования детей: представлены характеристики социализированности обучающийся.
Таблица 1. Характеристики социализированности обучающихся по ступеням обучения в учреждении дополнительного образования детей
Ступени обучения |
Характеристики социализированности обучающихся, прошедших обучение по инновационным технологиям. |
I ступень (5–9 лет) |
-проявляет активность при участии в массовых мероприятиях; – взаимодействует с другими членами коллектива; – с интересом посещает занятия в детском объединении; – имеет представление о предполагаемом продукте деятельности; – не мешает другим детям на занятии; – демонстрирует свои достижения в других социальных группах; – правильно организует свое рабочее место; – не требует излишнего внимания педагога; – ориентируется в предлагаемых видах деятельности УДОД; |
II ступень (10–13 лет) |
-высказывает свои идеи, соблюдает процедуру при работе в группе; – проявляет доброжелательность в оценках работ других обучающихся; – высказывает свои идеи по поводу создания продукта деятельности; – оценивает процесс деятельности; – формулирует детальное представление об ожидаемом результате; – осознает значимость посещения детского объединения; – стремится исправить указанные ошибки; – проявляет активность при участии в выставках, конкурсах; – выполняет несложные проекты; |
III ступен (14–16 лет) |
-планирует активность объединения в различных массовых мероприятиях; – владеет способами систематизации и получения информации; – проявляет творческий подход к делу; – анализирует свои достижения в процессе деятельности; – предполагает перспективы использования полученных знаний в своей жизнедеятельности; – понимает значимость своей работы; – демонстрирует навыки сотрудничества, приобретенные в детском объединении и переносит их в другие социальные группы; – воспринимает профессиональные замечания; – проявляет удовлетворение своими достижениями в детском объединении; |
IY ступень (16–18 лет |
-определяет и выполняет свою часть коллективной работы; – разрешает противоречия; – делает свои выводы и принимает решения; успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с группой; – анализирует потребность окружающих в данном виде деятельности; – успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы; – проводит объективный анализ результатов своей деятельности в группе – проявляет творческий подход в разработке проекте; – стремится к самореализации, саморазвитию, получению новых знаний, умений; |
В то же время можно выделить этапы социализации.
Первый этап социализации идет на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации, возраст обучающегося.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.