Воспитание во все времена было заботой всего общества. Оно опиралось на общественные идеалы, на опыт народов и осуществлялось всем миром, всеми социальными институтами, базировалось на принятой нормативно-правовой основе.
Снижение жизненного уровня населения, огромный ущерб, нанесённый социальной инфраструктуре, безответственность средств массовой информации, пропагандирующих жестокость, насилия, равнодушия, усиление межнациональной напряжённости, криминализация российского общества – всё это накладывает особый отпечаток на воспитательный процесс.
Между тем, школа была и остаётся одним из наиболее важных участников воспитательного процесса.
Исходное значение понятия «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание – это вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении». В последствии термин «воспитание» переосмыслился, расширив своё значение.
Воспитание – одна из основных категорий педагогики, тем не менее, общепринятого определения нет. Одно из объяснений тому – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание, как педагогическую категорию в целом. В последние годы воспитание рассматривается, как целенаправленное управление процессом развития личности, что даёт основание говорить о создании социально-психолого-педагогических условий для развития ребёнка, самоопределению его в социуме. Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду, осуществляемая через социально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
Концепция воспитания – это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе.
Конечной целью воспитания является формирование личности, приобретающей в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант достойной жизни.
Результаты научных исследований в области социальных наук, огромный опыт социальных преобразований в России, постоянно возникающие инновационные процессы требуют системного анализа и обобщения. Одним из путей решения этой проблемы является применение технологического подхода, понятия «технология» к социальным процессам.
Понятие «технология» (от греческого techne-искусство, мастерство, умение и logos-учение) имеет множество трактовок:
- совокупность приёмов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей (Современная западная социология. Словарь);
- совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля);
- искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменение состояния объекта (В.М.Шепель);
- система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта (В.Г.Зайнышев);
- перевод абстрактного языка науки на конкретный язык решений, нормативов, предписаний (В.Г.афанасьев);
- практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария для достижения качественных результатов труда (Е.И.Холостова);
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.