Субъективность - это способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего "Я" с другими людьми.
Субъективность не появляется из ниоткуда, она имеет свою процессуальную сторону. Сначала - это свободное выражение своего "Я", затем соотнесение себя с правилами культуры и социальной жизни. Субъективность обогащается пониманием другого человека. А далее еще одно приобретение: способность предвидеть действия других, а значит, выбирать, ориентируясь на предполагаемый результат. Оценивая содеянное и корректируя производимое, ребенок учиться планировать свои действия.
До недавнего времени ребенок в педагогике рассматривался как объект педагогического воздействия. В личностно-ориентированной парадигме образования ребенок рассматривается как субъект. Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.
Основы многих личностных качеств закладываются еще в раннем возрасте. Так, например, основания для выбора того или иного поступка лежат в целостно-смысловой сфере человека, а становление этой происходит уже на раннем этапе онтогенеза и зависит от той среды, в которой живет и воспитывается человек. В связи с тем, что современные социальные тенденции предъявляют повышенные требования к становлению активной, созидающей личности, особую актуальность приобретают вопросы личностного становления человека еще на ранних периодах онтогенеза.
Подрастая, ребенок попадает в сложное поле человеческих взаимоотношений, взаимосвязей, обусловливающих в настоящем и будущем его самочувствие, благополучие, успешность. Взрослые помогают ребенку осваивать мир, дают ему определенные "опоры", благодаря которым в дальнейшем он приобретает суверенность.
Процесс освоения ребенком социального пространства связан в первую очередь с развитием опыта его межличностных контактов с взрослыми и другими детьми. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что многие дети не имеют навыков эффективного взаимодействия друг с другом, не умеют уступать друг другу, конструктивно соперничать, соревноваться, не могут учитывать нужды и интересы другого, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Это связанно с тем, что в основном фокус работы педагогов направлен на развитие интеллектуальных навыков и умений, а социально-личностные аспекты развития детей порой игнорируются.
Таким образом, в качестве приоритетной линии воспитательно-образовательной работы я выделяю работу по формированию и развитию социально-личностных умений детей, поскольку в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим ценностям. На мой взгляд, гармонизация этого процесса может быть эффективна в рамках специально организованной совместной деятельности, в процессе которой дети будут получать соответствующий опыт взаимодействия.
Поведение ребенка, как правило, характеризуется спонтанностью, неизбирательностью. В старшем дошкольном возрасте поведенческие проявления ребенка характеризуются большей произвольностью, способностью к избирательности. В этом возрасте складывается и отношение к другому, которое основывается на двух началах: объектном (предметном) и субъектном (личностном).
Вопросами, касающимися влияния способов организации обучения, а также стилей взаимодействий детей и взрослых на развитие личности ребенка, занимались и занимаются российские ученые: В.М. Букатов, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин.
субъективность старший дошкольник партнерский
Б.Д. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского о психических процессах человека, отмечает, что в культурно-исторической теории развертывание психических процессов (и поведения в целом) понимается как переход к новому принципу их порождения. Моделью такого перехода (от натуральной - к культурной форме поведения) является знаковое опосредствование. В знаковом опосредствовании сами естественно сложившиеся стереотипы поведения становятся предметом изменения и уже в силу этого преодолеваются в качестве естественных - становятся осознанными и произвольными, то есть человек овладевает собственным поведением.
Овладение собственным поведением связанно с процессами смыслообразования. А.Н. Леонтьев отмечал, что смысл "есть всегда смысл чего-то и для кого-то, - смысл определенных воздействий, фактов, явлений объективной действительности для конкретного, живущего в этой действительности субъекта". Он также отмечал, что "смысл принадлежит не предмету, а деятельности" По мысли А.Н. Леонтьева, только в деятельности предмет выступает как смысл. "Смысловые связи - это те связи, которые не осуществляют деятельность, а осуществляются ею. Процесс их образования и есть тот чрезвычайный процесс, в результате которого возникает психологическое содержание поведения"
Таким образом, важным в воспитательно-образовательной работе взрослых с детьми становится организация таких видов взаимодействия, в которых предметом выступает не информационно-знаниевый компонент, а компонент процессуально-деятельностный, влияющий на психологическое содержание поведения.
Е.О. Смирнова, обсуждая связь межличностных отношений и самосознания, отмечает, что в отношении человека к другим людям всегда проявляется его "Я". В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представления, его восприятие себя и отношение к себе.
М.И. Лисина и ее ученики разработали подход к анализу образа себя. Согласно этому подходу самосознание человека включает два уровня - ядро и периферию (субъективную объективную составляющие). В центральном образовании (ядре) содержится непосредственное переживание себя как субъекта, как личности. В нем берет начало личностная составляющая самосознания, которая обеспечивает человеку переживание постоянства, тождества самого себя, целостное ощущение себя как источника своей воли, своей активности. В отличие от этого, периферия включает частные, конкретные представления субъекта о себе, своих способностях, возможностях и особенностях. Периферия образа себя состоит из набора конкретных и конечных качеств, которые принадлежат человека и образуют объектную составляющую самосознания.
Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова считают, что такое же субъективно-объективное содержание имеет и отношение к другому человеку. С одной стороны, можно относится к другому как к уникальному субъекту, обладающему абсолютной ценностью и не сводимому к своим конкретным действиям и качествам, а с другой - воспринимать и оценивать его внешние поведенческие характеристики (наличие у него определенных предметов, успехи в деятельности, его слова и поступки). Таким образом, отношения людей основаны на двух противоречивых началах - объективном и субъективном. В первом типе отношений, по мнению Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой, другой человек воспринимается как обстоятельство жизни человека; он является предметом сравнения с собой или использования в своих интересах. В субъективном типе отношений другой принципиально несводим к каким либо конечным, определенным характеристикам. Его "Я" уникально, не имеет подобия, обладает абсолютной ценностью. Он может быть только субъектом общения и обращения. Личностное отношение порождает внутреннюю связь с другими и разные формы сопричастности (сопереживание, сорадование, содействие). Предметное начало задает границы собственного "Я" и подчеркивает его отличие от других и обособленность, что порождает конкуренцию, соревновательность, отстаивание своих интересов.
Таким образом, характер отношения к другому служит основанием проявления разных форм межличностных отношений (проявление агрессии или, напротив, направленность на сотрудничество).
Комплексный подход в обновлении содержания дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных требований.
Задачи дошкольного образования:
сохранение и укрепление здоровья воспитанников,
формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной мира,
интеграция личности ребенка в национальную, российскую и мировую культуру,
формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка,
развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека,
развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Ребенок должен научиться в детском саду самоорганизации и самообслуживанию.
Цель дошкольного образования - разностороннее развитие, обучение и воспитание детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечение полноценного и своевременного перехода воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования.
Методологический аппарат курсовой работы на тему: Развитие субъективной активности дошкольников на основе партнерских отношений участников образовательного процесса.
Объект исследования: формирование партнерских отношений между участниками образовательного процесса.
Предмет исследования: развитие ребенка как субъекта деятельности.
Цель исследования: изучение особенностей развития ребенка как субъекта деятельности на основе партнерских отношений участников педагогического процесса.
Задачи исследования:
Анализ научно-исследовательской и методической литературы.
Изучить сущность процесса формирования субъективной позиции ребенка.
Выявить особенности формирования партнерских отношений участников педагогического процесса.
Дать характеристику возрастных особенностей старших подростков.
Подобрать методики, направленные на диагностику общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Организовать диагностическое обследование детей по подобранным методикам.
Сравнить полученные в результате исследования данные.
Подвести итог по результатам, сделать выводы.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.