Партнерские отношения участников образовательного процесса, как условие формирования субъективности ребенка

Новое об образовании » Развитие субъективности старших дошкольников на основе партнерских отношений участников образовательного процесса » Партнерские отношения участников образовательного процесса, как условие формирования субъективности ребенка

Страница 1

Появление субъективного начала связано с созданием определенных условий, среди которых наиболее существенными являются эффективно организованные детско-взрослые и детско-детские отношения. Особенностью детско-взрослых отношений, влияющих на становление субъективного начала у ребенка, является создание отношений партнерства, сотрудничества при реализации взрослым посреднической функции между миром культуры и становящимся образом мира ребенка. Это реализуется с помощью особого типа коммуникации, основными характеристиками которого являются диалогичность и открытость. При взаимодействии с детьми взрослый осуществляет равенство коммуникативных позиций детей. В организованном подобным образом коммуникативном процессе происходит становление субъективного действия ребенка. Ребенок осуществляет личное действие по открытию смысла ситуации, явления, приобретает опыт порождения им смысла, который образуется в процессе установления связей с миром, с культурой, с самим собой. Ребенок получает возможность влиять на ситуацию, создавать новые ее формы. Взрослый способствует тому, чтобы ребенок - участник коммуникации - центрировался не только на себе, своих переживаниях, своем восприятии ситуации, но и на партнере, на самом коммуникативном процессе, на решаемой задаче. Проявление взрослым ценностного отношения к детям - партнерам по коммуникации - способствует и изменению отношения ребенка к партнеру - с объективного на субъективное.

Организованное таким образом детско-взрослое взаимодействие способствует становлению позитивно детско-детских отношений, базисом которых является субъективное отношение к другому.

На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками (эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая) и четыре формы общения со взрослыми (ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная).

Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом.

К двум годам первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах, и стремится к самовыражению. Детей привлекает сам процесс совместных действий. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Хотя малыш стремится подражать ровеснику и возрастает интерес детей друг к другу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны.

В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связанно с тем, что бурно развивается сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. В коллективной ролевой игре происходит усвоение ребенком социальных норм, формирование у него моральных суждений, развитие кооперации и сотрудничества, что в своей совокупности способствует формированию у ребенка просоциальных мотивов, таких, как альтруизм и взаимопомощь. Сюжетно-ролевая игра - это уникальное фантастическое пространство, обладающее огромным творческим потенциалом. Можно творить ребенку себя, свои отношения со сверстниками в безопасной атмосфере и ситуации. Одна из характерных черт в сюжетно-ролевой игре - самостоятельность детей. Дети сами определяют тему для игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.д. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. В сюжетно-ролевой игре создаются условия для развития у ребенка самостоятельной, свободной детской деятельности, освоения в ней позиции субъекта.

Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими.

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru