Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем

Новое об образовании » Социализация детей с девиантным поведением » Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем

Страница 1

Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной сте­пени зависит от того, насколько состоятельны профилактичес­кие программы ее социального оздоровления, которые по мнению работника ОВД по делам несовершеннолетних . и в соответсвии с нашим анализом существующей проблемы должны включать следующие важнейшие компоненты:

— цели индивидуально-профилактического воздействия, главная из которых — формирование у подростка убежденно­сти в том, что необходимо неуклонно следовать требованиям норм морали и права;

— методы и приемы воспитательного и контролирующего воздействия на личность, учитывающие, какие недостающие качества ей следует привить и какие отрицательные черты не­обходимо устранить;

— формы воздействия на непосредственное окружение лич­ности с тем, чтобы ликвидировать отрицательно влияющие на нее факторы и утвердить способствующую перевоспитанию си­стему межличностных отношений;

— средства индивидуально-профилактического воздействия, ориентированные именно на те трудовые и учебные коллекти­вы, социальные ячейки, общественные и государственные орга­низации, которые в состоянии дать наибольший воспитатель­ный эффект применительно к данному ребенку;

— основные этапы реализации профилактических программ социального оздоровления личности.

При реализации профилактической программы необходимо соблюдение следующих требований:

— содержательность, направленность, непрерывность про­цесса перевоспитания;

— осознание перспективности в перевоспитании;

— изучение, с одной стороны, требований общества к несовер­шеннолетнему правонарушителю, а с другой — индивидуаль­ных особенностей и общих законов развития личности подро­стка;

— поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способно­стей ребенка;

— отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспита­нии;

— терпение и выносливость всех участников воспитательно­го профилактического процесса.

— активность самого подростка, чтобы он понимал оказыва­емое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.

При разработке программы индивидуального профилакти­ческого воздействия в качестве ведущей цели определяется из­менение личности несовершеннолетнего в сторону общеприня­тых норм, правил и иных социальных ценностей. Причем эта цель реализуется не сразу, а спустя месяцы или годы.

Исходя из поставленной цели, нами определён и круг задач. Основ­ными из них являются: восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего; нормального обще­ния; чувства социальной ответственности и дисциплины.

Для достижения поставленных задач перевоспитания несо­вершеннолетнего, по нашему мнению, важно составить психологический, соци­альный, моральный «портрет» данного ребенка с целью выяв­ления прежде всего позитивных моментов в образе жизни дан­ного подростка, их устойчивости, а также его потребностей, интересов, склонностей. Изучается прошлый опыт ребенка, конкретные криминогенные факторы среды, оценивается его готовность к восприятию оказываемого на него воспитательного воздействия и отношение к общественно полезным ценностям.

Нами рекомендуется обращать особое внимание на возможности семьи в перевоспита­нии и исправлении поведения несовершеннолетнего. В то же время, если родители не в силах управлять стремлениями сво­его ребенка и допускают развитие у него чрезмерных претензий, появление элементов пренебрежения к нормам общественной жизни, то социальному педагогу необходимо оценить роль се­мьи в процессе перевоспитания: либо включить семью в процесс исправления поведения подростка, либо, если речь идет об устойчивых вредных влияниях внутри семьи, - об изъятии подростка из этой среды.

Эти показатели, с нашей точки зрения, являются важнейшими критериями оценки личности правонарушителя и играют существенную роль в пос­ледующем ее формировании. Конкретные факты поведения правонарушителя на производстве, в учебном заведении, в се­мье, его добросовестность или безответственность, инициатива или пассивность свидетельствуют, по нашему убеждению, о желании или противодей­ствии осознанию долга и ответственности перед обществом за свое дальнейшее поведение.

Обобщая опыт работы социальных педагогов СШ …, мы здесь прогнозируем возможный результат работы с данным несовершеннолетним, выявляются трудности, продолжительность работы. Выбрать правомерный путь для молодого правонарушителя, по нашему мнению — это значит «переключить» его внимание и энергию на другие общественно полезные цен­ности, «перекрыть» каналы социально негативного воздей­ствия, помочь создать благоприятные условия для правомерно­го поведения с реальным изменением внешней среды. Критери­ем для социально-педагогического прогноза у нас служит отношение ребенка, совершившего правонарушение, к труду, учебе, семье, товарищам, участие в общественной и культурно-воспитатель­ной работе и т. д.

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru