Понятие педагогической феноменологии

Страница 1

Понятием феноменологии и типологии личности занималось множество авторов (Б.С.Братусь, Э.Фромм, Э.Эриксон) и многие другие. Мы считаем необходимым кратко объяснить некоторые из теорий.

1. Эрик Эриксон. Эпигенетическая теория развития. В книге Эриксона "Детство и общество" представлена его модель "восьми возрастов человека". По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда — коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом. Позже учениками Эриксона были выведены три возможных типа личности : A, B, C. Тип личности А(не сформировано базовое доверие): личность данного типа не доверяет окружающему миру, переживания носят внутренний характер. Людей такого типа можно назвать "недолюбленные дети". В педагогическом плане с ними могут возникнуть следующие проблемы: неуверенность в своих силах, закрытость, стеснительность. Помощь может быть только одна – необходимо помочь ребенку поверить в себя, то есть постоянно подбадривая, вселять веру в себя.

Тип личности В(базовое доверие сформировано): детей такого типа можно назвать нормальными, так как они абсолютно уверены в себе, знают свои возможности и не вызывают особенных проблем в педагогическом плане.

Тип личности С(перелюбленные дети): люди данного типа капризны, имеют завышенную самооценку, они авторитарны, грубы, зачастую садисты. Педагогические проблемы: ребенок типа С часто грубит учителям, он ни ставит ни во что своих товарищей по учебе, прогуливает занятия. Рекомендации: необходима продолжительная и трудная воспитательная работа, направленная на снижение агрессивных тенденций в ребенке.

2. теория Эриха Фромма. Мы считаем необходимым отметить тот факт, что теория Эриха Фромма носит общефилософский характер и многие его идеи не поддаются проверке. Он вы вел два типа личности: зрелая и незрелая личность. Опираясь на идеи гуманизма и свободы Эрих Фромм так описал каждый тип личности: зрелая личность – это человек как носитель человеколюбия и свободы, он умеет любить и не стыдится своих чувств.

Незрелая личность – это конформный человек, он боится всего, что с ним происходит и не способен нести ответственность за себя и свою жизнь, по этой причине и присоединяется к более сильным и властным людям.

Для сравнения типов личности по Фромму можно привести простую формулу:

Зрелая личность = "я любим, потому что люблю"

Незрелая личность

= "я люблю, потому что любим".

Но наиболее полно понятие феноменологии разработал Б.Т. Лихачев. Социально-педагогическая феноменология личности – сложный социально-психологический процесс генезиса личности в процессе социализации.

Б.Т. Лихачевым выделены три основных типа личности, социокультурные признаки которых задают социальному педагогу-практику критерии идентификации совершеннолетних клиентов – объектов или субъектов социального воспитания: цельная личность, антиличность и псевдоличность.

Критерии для оценки типологии личности:

q идеальное, интеллектуальное, нравственное, житейское богатство;

q внутренняя нравственность;

q свобода выбора образа мыслей и поведения, осознание ответственности за своё бытие и результаты поступков.

На основе данных критериев мы можем провести анализ каждого типа личности.

Цельная личность.

Ей свойственен одновременно нравственный индивидуализм и способность преодоления и поддержания нравственного коллективизма, поэтому цельная личность регулирует и ограничивает свои материальные потребности, приводит их в соответствие с внутренними и внешними требованиями нравственности и экологии ноосферы; стимулирует и развивает в себе духовно-нравственные и творческие потребности. Она обладает такими качествами как:

q любовь и сострадание всему живому;

q целеустремлённость в гуманистической деятельности;

q воля, мужество, упорство, настойчивость и стойкость;

q готовность к отстаиванию своих убеждений;

q опора на свои духовные силы.

Если проводить аналогии с приведенными выше теориями, то цельная личность может быть типом В в классификации Эриксона, и зрелой личностью в теории Фромма.

Антиличность.

Полная противоположность цельной личности. Ей свойственен автторитторизм, правовой нигилизм. Люди с типом антиличность способны унизить и обидеть слабого и преклоняться перед тем, кто сильнее их, но только до той поры пока они слабее. Антиличность рассматривает других людей, как средство достижения цели и выгоды. Антиличность, как правило, интеллектуально поверхностна, дилетантична, ограниченна. Тип С по Эриксону и незрелая личность по Фромму.

Страницы: 1 2

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru