Для характеристики данного пункта мы использовали Елены Вроно "Несчастные дети – трудные родители", так как в данной монографии на примерах отлично отражены причины подростковых проблем и агрессии.
Основной причиной агрессии является так называемое "столкновение кризисов, по своему содержанию практически идентичных. И кризис подростка и кризис середины жизни – есть самоидентификация. Ребенок становится личностью, а родитель оценивает свою уже сформированную личность. Поэтому понятие "трудный" можно отнести не только к ребенку, но и ко взрослому.
Исходя из анализа монографии Е. Вроно, мы можем выделить следующие проблемы во взаимоотношениях ребенка и родителя:
1. Игнорирование детских проблем. Пример: ребенок испытывает страх перед учителем, вместо помощи от родителей он получает такие ответы: "Хватит капризничать" или "Ты уже взрослая/взрослый, чтобы бояться".
2. Родитель в позиции жертвы. "Несносный характер, трудный ребенок, очень с ним тяжело" - частые жалобы со стороны родителей, которые зачастую сами подавляют своих детей, провоцирую тем самым агрессию.
3. Акселерация. Современные подростки более развитые, чем предыдущие поколения, и с каждым годом разрыв в развитии все сильнее. Девочки в 14-15 лет становятся матерями и стремятся вести "взрослую" половую жизнь. Однако, они не способны разделить такие понятия, как "любовь", "влюбленность" и "секс". Происходит это по простой причине – родитель не помогает ребенку разобраться в проблемах. Часто, родители сами не знают как помочь так как в подростковом возрасте не сталкивались с такими проблемами.
Трудности в семье оставляют отпечаток на всем восприятии мира подростком. Ребенок, который несет из дома невыраженные обиды, срывается в школе и в отношениях со сверстниками, формируется негативное отношение к окружающему миру, то есть развитие идет в сторону антигуманистичности и негативизма или же подросток будет стремиться "раствориться" в группе, стать единым целым чего-либо, то есть полностью снять с себя ответственность за происходящее.
Для того чтобы охарактеризовать возможные последствия нерешенных проблем ребенка, мы считаем правильным ввести понятие "феноменологии личности", которое более подробно рассмотрим в следующем параграфе.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.