Сама ролевая позиция учителя предполагает обязательность выполнения им целого ряда функций, непосредственно связанных с принятием различных решений, определяющих жизнедеятельность школьного коллектива. Существует мнение, что учитель как бы изначально, вне зависимости от своей профессиональной подготовленности и личностных качеств наделен в глазах учащихся устойчивым авторитетом. В определенном смысле так оно и есть, если понятие «авторитет» рассматривать как синоним «власти», а авторитетным считать учителя, который легко добивается от школьников подчинения и любой совет которого воспринимается ими как приказ, подлежащий немедленному и беспрекословному исполнению. Но, как известно, сам по себе факт послушания еще ни о чем не говорит. Порой демонстрируемое некоторыми школьниками послушание может быть лишь внешним, показным. В этом случае учащийся, действия которого внешне полностью отвечают предъявляемым ему требованиям, в ситуации ослабленного контроля со стороны педагога принципиально меняет свое поведение. В связи с этим немаловажно выяснить, почему мнение педагога оказалось для учащегося определяющим? Причины здесь могут быть принципиально различны. Как правило, в основе послушания лежит доверие к учителю, убежденность в его правоте, внутренняя готовность школьника разделить с педагогом ответственность за принимаемые последним решения. Но случается, что картина внешнего благополучия скрывает лишь покорность, боязнь проявить самостоятельность.
Результатом упрочения авторитета личности учителя оказывается признание за ним права принимать значимые для школьников решения. Однако это ни в малейшей степени не означает снижения самостоятельности учащихся, ответственности за последствия их сотрудничества с педагогом. Наоборот, атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, подстегивает их инициативу, стремление творчески, вдумчиво, заинтересованно работать. Жизнедеятельность настоящего коллектива попросту невозможна без власти авторитета личности, власти, являющейся прямым продолжением заслуженного в реальных делах доверия.
Принципиально новая ситуация складывается, если педагог ориентирован преимущественно на свое ролевое превосходство. Характерные для данного стиля руководства авторитарные методы ролевого давления закономерно приводят к потере школьниками интереса к учебе, к безволию, к бездумному, слепому повиновению. Авторитет роли или, точнее сказать, авторитет власти, не подкрепленный авторитетом личности учителя, оказывает на учащихся деморализующее влияние, неизбежно порождая стремление уйти от ответственности, не брать на себя груз самостоятельных решений.
В то же время было бы неверно рассматривать факт наличия в глазах учащихся авторитета личности учителя как обстоятельство, исключающее авторитет его роли. Ролевой авторитет является одной из важнейших предпосылок становления авторитета личности, немаловажным условием успешности педагогической деятельности. Без опоры на него педагогу приходится преодолевать серьезные препятствия, порожденные недоверием, отчужденностью, настороженностью некоторых школьников по отношению к учителю вообще. В этих случаях уже авторитет личности конкретного педагога может оказаться той основой, на которой строится по каким-то обстоятельствам разрушенный ранее авторитет роли учителя.
Таким образом, авторитет учителя в глазах учащихся — это признание за ним права принимать ответственные решения в различных ситуациях совместной деятельности, а также значимость для учащихся профессиональных, гражданских и духовных качеств личности учителя.
Формирование авторитетных отношений в школьном коллективе представляет собой сложный, развернутый во времени процесс, протекающий в условиях совместной деятельности учителей и учащихся. Взаимоотношения между ними до того момента, когда они уже могут быть охарактеризованы как отношения авторитетности, должны пройти ряд этапов, отражающих качественное повышение уровня значимости педагога для школьника. На основании проведенных исследований были выделены следующие основные стадии становления авторитета учителя.
1. Педагог — источник информации. Взаимоотношения, характеризующие исходную стадию формирования авторитетных отношений, основаны на значимости учителя как источника важной для учащегося информации. На этом этапе учитель в глазах ученика может оказаться в некоторой степени лишенным своей индивидуальности, его личностные качества могут вообще не фиксироваться или восприниматься сугубо негативно, что не умаляет его ценности как обладателя необходимых сведений. В этом случае учащихся далеко не всегда интересует мнение учителя, оценка ситуации, его интерпретация сообщаемых фактов. Школьнику необходима не личностная позиция учителя, а тот объем знаний, которым он располагает. Подобные отношения во многом ситуативны — складываются и реализуются лишь в условиях дефицита информации и разрушаются, если она в достаточном объеме оказывается доступной заинтересованному лицу.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.