Термину “практические занятия” нередко придают очень широкое толкование, понимая под ним все занятия, проводимые под руководством преподавателя и направленные на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы по той или иной дисциплине учебного плана. Различные формы практических занятий являются самой емкой частью учебной нагрузки в вузе.
Практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы. Практические занятия развивают научное мышление и речь студентов, позволяют проверить их знания.
При проведении занятий в основном использовался демократический стиль общения - студенты принимали активное участие в обсуждении материала. На мой взгляд, данный стиль положительным образом сказывается на усвояемости материала, так как увеличение инициативы студентов приводит к сохранению у них интереса к предмету, а следовательно, и большей концентрации внимания на нем. Кроме того, при демократическом стиле общения студенты не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но и сближаются между собой в личностном отношении. Помимо демократического стиля, использовалось общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Мне кажется, этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-развивающей деятельности, так как увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.
Для проверки знаний студентов, я использовала разные подходы. Проверяла их готовность к работе с материалом, выполнение домашнего задания. Группа работала очень активно, на всех двух семинарских занятиях. Правда, несколько студентов на первом занятии по большей части молчали и отвечали лишь тогда, когда их спрашивали, сами не проявляя активности, но в дальнейшем, благодаря совместным усилиям этот коммуникативный барьер, по преодолению стеснительности был успешно преодолен.
В результате выше перечисленного, можно утверждать, что семинарские занятия были очень успешным и продуктивным.
Практическая работа в ВУЗе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения. Передо мной стояли задачи создания целостного представления о педагогической деятельности; развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства; углубления и закрепления знаний о современных предметных методиках; овладение современными технологиями обучения и воспитания.
Большим вкладом в формирование представления о личности преподавателя и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на лекциях и практических занятиях у студентов. Так как целью моего присутствия было не усвоение материала лекции, а анализ деятельности преподавателя, все мое внимание было сосредоточено на его действиях. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя – это не просто огромный труд, но и своего рода искусство. С позиции простого студента, просто слушая материал, заметить это очень трудно, так как целью является усвоение определенных знаний. Позиция же наблюдателя открывает новые факты, идеи, закономерности основ преподавательской деятельности.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.