Представители этого течения особое внимание уделяют изучению социального института, который рассматривается как система норм, статусов и ролей, связанных между собой какой-либо социальной потребностью. В этом случае человек рассматривается как носитель определенных потребностей и ценностей.
Институционалисты считали, что образование есть важная составляющая часть общесоциальных процессов. Согласно их точки зрения, образование значительно увеличивает шансы общества на выживание. Сегодня многие из этих идей остаются востребованными и применяются при изучении образовательных процессов.Необходимо отметить, что сегодня наряду с институциональнымистали использоваться другие идеи и подходы.
Теории функционализма
Функционализм основан на биологических теориях, согласно которым живые организмы состоят из жизненноважных частей, каждая из которых выполняет свою функцию. Аналогично в обществе существуют институты, которые выполняют важные для него функции. В этом случае значительным является то, насколько согласованно работают эти институты. Таким образом, в настоящее время, образование выполняет некоторые образовательные функции религии, а также воспитательные функции семьи. Представители функционализма считают, что система образования предназначена для усвоения господствующих в обществе ценностей и формирования единого национального сознания, поэтому школа должна обеспечивать знание родного языка, истории государства.
Теории конфликта
Сфера образования очень часто становится полем и предметом социальных конфликтов. Многие ученые пытались применить в образовании теорию конфликта, но наибольшую известность получили концепции конфликтной модели общества Р. Даренфорда, общей теории конфликта К. Боулдинга и позитивно-функционального конфликта Л. Козера. Карл Маркс был основоположником конфликтного подхода. Он считал, что социальные идеи являются выражением экономических интересов. В сферу теорий конфликта входят такие важные интересы, как расширение борьбы за право на образование, вопросы профессиональных объединений учителей, студенческие бунты и протесты, ограничения индивидуальной свободы, включение общественных организаций в сферу образования. Но при этом конфликты носят и позитивный характер. Так Б. Мерсер и Г. Коуви подчеркивают, что конфликты способствуют сближению внутри группы, так при возникновении «внешней угрозы», коллектив становится более сплоченным, также в результате некоторых конфликтов происходит создание новых норм и отношений.
В настоящее время все эти теории широко используются исследователями образования.
Итак, суммируя можно сказать, что спецификой социологического подхода к изучению образований является социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.
Краткая лекция №1 в презентации:
Лекция 2. Управленческие процессы в среднем профессиональном образовании
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.