Наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола помещений мастерских по обработке металла и древесины должна быть при люминесцентных лампах 300 лк, при лампах накаливания - 150 лк; проходов учебных мастерских соответственно - не менее 100 лк и 50 лк (на полу).
К мытью окон зданий любой этажности воспрещается привлекать учащихся даже старших классов.
Светильники местного освещения (с любыми лампами) для производственных помещений должны иметь отражатели, сделанные из непросвечивающегося материала с защитным углом не менее 30°. Яркость светильников местного освещения не должна превышать 1000 Вт. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 42 В.
В мастерских по обработке металла и древесины вентиляция должна обеспечивать воздухообмен 20 куб. м/час на 1 человека.
Производственные процессы, сопровождающиеся выделением пыли (электроточила, наждачные круги и др.), оборудуются приспособлениями для ее улавливания и удаления (кожухи с местными отсосами и др.). Местные отсосы должны обеспечивать воздухообмен 250 куб. м/час.
Воздухообмен местной вытяжки от клееварки должен составлять 350 куб. м/час.
Оборудование учебных мастерских - установка для никелирования, для окраски распылением, аппарат точечной сварки, рабочие места по отливке деталей и термообработке, как правило, должны устанавливаться в отдельном помещении с обязательным устройством местных вытяжных отсосов. Работу по окраске распылением, никелированию необходимо проводить только в вытяжном шкафу.
Над рабочим местом для запуска и испытания двигателя внутреннего сгорания должен быть оборудован кожух с вытяжной вентиляцией. Выхлопная труба двигателя должна вставляться и плотно соединяться с трубой, выведенной наружу.
Для помещений учебных и учебно-производственных мастерских рекомендуется централизованное отопление:
а) централизованное водяное с металлическими радиаторами;
б) лучистое с бетонными панелями;
в) в школьных мастерских допускается воздушное отопление, совмещенное с приточной вентиляцией при температуре подаваемого воздуха не более 60°, без рециркуляции.
Отопление должно обеспечивать равномерную температуру, возможность регулирования степени нагрева помещения и независимость включения и выключения отопительных секций.
Оптимальная температура воздуха в помещениях учебных мастерских по обработке металла должна быть 15 - 16 °C, в мастерских по обработке древесины - 14 - 15 °C.
Учитель труда, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских, совместно с заместителем (помощником) директора школы по административно-хозяйственной работе обеспечивает мастерские оборудованием, инструментами и материалами, организует наладку и ремонт оборудования мастерских, вместе с другими учителями труда обеспечивает соблюдение в мастерских санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и здоровья учащихся и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.
Учитель труда, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских, вместе с другими учителями труда производит заточку инструментов.
Подготовку к занятиям инструментов, приспособлений, оборудования, раздаточных и дидактических материалов, документации осуществляет учитель технического труда.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.