Обучение чтению начинается с формирования техники чтения, умения озвучивать графический текст, т.к. и чтение, и письменная речь оперируют графическими знаками.
Техника, как метод – какая-либо группа приёмов, способов.
Техника, как умение – мастерство, способность правильно делать что-либо.
Формирование техники чтения связывается с овладением алфавитом и правилами чтения. Закономерности буквенно-звуковых соответствий усваиваются учащимися по мере ознакомления с соответствующей лексикой: каждое правило должно иллюстрироваться достаточным количеством примеров. Осмысленные единицы усваиваются легче, чем неосмысленные. Читать надо на каждом занятии. Цель – прийти к зрелому чтению про себя, когда все внимание направлено на содержание, а не на языковую форму; пословную расшифровку текста нельзя назвать чтением. Здесь стоит снова упомянуть об уровнях рецепции:
Восприятие зрительного образа слов;
Опознавание лексических и грамматических значений (опознается лишь то, чему есть аналог в памяти);
Осмысление (понимание) целого высказывания, установление предикативных, отношений.
Для создания прочных акустических образов опознаваемых зрительных сигналов используется главным образом чтение вслух («громкое чтение»): умение озвучивать слоги, слова, словосочетания, предложения и микротексты (3-4 предложения). Сначала читает преподаватель, а студент имитирует. Но громкое чтение может тормозить становление навыков быстрого чтения про себя («тихое чтение»). Исходя из этого, уже на начальном этапе практикуется чтение текстов про себя. Сначала громкое чтение заменяется шепотным, а затем идет уже просто восприятие текста глазами, про себя, но внутренняя речь всегда сопровождает чтение.
По мере становления техники чтения громкое чтение уступает по объёму «тихому». При сформированных технических навыках чтение вслух может быть использовано лишь для контроля произношения и совершенствования техники чтения.
Для формирования техники чтения используются следующие упражнения:
Озвучивание слов, слогов, предложений;
Чтение вслух предложений;
Чтение предложений с постепенно увеличивающимся количеством компонентов, их повторение, не глядя в текст.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.