Сфера рекреативной компетентности – сфера отдыха, здоровья, спорта, питания. Объём компетентности младшего школьника включает в себя: общее понятие о здоровье и факторах на него влияющих; имеет представление о строении и работе органов и систем организма человека; ежедневно ухаживает за телом; соблюдает утренний и вечерний туалет, ухаживает за волосами, руками, лицом в течение дня; занимается закаливанием организма, физической культурой, спортом; соблюдает режим дня, учёбы, отдыха; соблюдает правила самоконтроля за правильной осанкой, походкой, позой; проявляет аккуратность в одежде и обуви, ухаживает за ними; распознаёт признаки утомления, умеет правильно вести себя во время болезни, имеет навык аккуратного обращения с лекарствами; способен адекватно оценивать эмоции окружающих, проявляет свои эмоции и управляет ими.
Сфера хозяйственной компетентности – повседневные бытовые ситуации и проблемы. Для младшего школьника характерен следующий объём компетентностей: умеет играть в подвижные, интеллектуальные игры; знает и умеет пользоваться утюгом, стиральной машиной, тёркой, мясорубкой, электроплитой, холодильником; использует столовые приборы по назначению, знает правила сервировки стола; умеет готовить простые блюда; знает правила подготовки и уборки мест для учебной, трудовой, досуговой деятельности и отдыха; выращивает комнатные растения; участвует в сельскохозяйственных работах; ухаживает за домашними животными; делает своими руками аппликации из разных материалов; работает простыми инструментами.
При изучении общекультурной компетентности школьников используется несколько диагностических методов: наблюдение, тестирование, анкетирование. Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики.
В своей работе я остановилась на методе наблюдение, т.к. у учащихся 1 класса ещё недостаточно сформировано произвольное внимание, низкий уровень концентрации внимания, частая отвлекаемость.
Педагогическое наблюдение – это целенаправленное, специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях, когда педагог получает конкретный фактический материал.
Цель наблюдения: выявить уровень сфер общекультурной компетенции у учащихся 1 класса.
Объект наблюдения: учащиеся 1 класса.
Предмет наблюдения: действия, поступки, деятельность, поведение, способность к адекватной оценке ситуации с точки зрения собственных и общезначимых ценностей, к постановке к эффективному выполнению целей, задач, норм в данной ситуации.
При изучении социализированности учащихся в сферу наблюдения попадают все ситуации, требующие общекультурной компетентности.
Результаты наблюдения представлены в таблице 2. В ней зафиксирован уровень компетентности каждого школьника по сферам в соответствии с показателями, приведёнными в таблице 1.
По результатам наблюдения видно, что на данном этапе преобладает эмоционально-поведенческий и примитивно-поведенческий уровни компетентности выделенных сфер общекультурной компетентности. Наличие информации об уровне компетентности каждого ученика позволяет классному руководителю своевременно выявлять проблемы учащихся, обоснованно оказывать им помощь в преодолении социальных, психологических, личностных затруднений, оценивать и корректировать эффективность воспитательной работы с классом, организовывать целесообразное взаимодействие со средой – семьёй, внеучебными заведениями, группами, в которые включены воспитанники и где осуществляется стихийная и целенаправленная социализация личности. Своевременно выявлять наименее сформированные компоненты общекультурной компетентности и оказывать целенаправленную помощь а их развитии.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.