возможность длительного применения, которое не имеет органического перехода из лечебного и профилактического в общеоздоровительное и тренировочное.
Таким образом, проведенный анализ литературы показал, что нарушения речи сопровождается нарушениями со стороны двигательной сферы, но количество работ, посвященных этой проблеме, крайне ограничено и рассматривается только специалистами - логопедами, тогда как двигательная сфера, являющаяся показателем жизнеспособности ребенка, остается часто вне их поля зрения. Поэтому изучение данной проблемы не теряет своей актуальности.
физическое упражнение речевая патология
Задачи, методы и организация исследования
Задачи исследования
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) На основе анализа доступной литературы выявить специфические особенности физического воспитания дошкольников с логопатией
2) Определить специфические особенности двигательной сферы детей с патологией речи.
3) Разработать и внедрить комплекс упражнений, способствующих коррекции двигательных нарушений и уменьшению речевой патологии.
Методы исследования
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
1) Анализ научно-методической литературы.
2) Педагогическое исследование.
3) Педагогическое тестирование.
4) Метод математической обработки полученных результатов.
Анализ научно-методической литературы.
Анализ данных научно-методической, психолого-педагогической литературы, литературы по адаптивной физической культуре проводился нами с целью изучения применения физических упражнений как средства коррекции нарушений двигательной сферы, уменьшения логопатологии у детей с нарушениями речи. Были проанализированы различные формы речевой патологии; особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи; небольшое количество работ различных авторов, посвящённых изучению вопросов развития двигательной сферы детей с логопатологией. Анализ литературы позволил получить представление о сути изучаемой проблемы, сформулировать цели и задачи исследования, выбрать методы исследования.
Педагогическое исследование.
Педагогическое исследование проводилось нами с целью определения эффективности применения комплекса физических упражнений для коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи и влияние их на речевую патологию. Группа наблюдаемых нами детей, которым в программу индивидуальной реабилитации включался комплекс речедвигательной гимнастики (приложение 1), состояла из 10 человек, двигательное развитие которых несколько отставало от возрастной нормы. С детьми в начале применения речедвигательной гимнастики проводилось тестирование с целью определения состояния их двигательной сферы, а в конце - повторное тестирование для оценки эффективности предложенного комплекса.
Педагогическое тестирование.
Для оценки состояния физических и функциональных показателей детей - логопатов были использованы следующие методы исследования:
1) Проба Ромберга. Она применятся для оценивания статического равновесия. Используются два положения:
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.