Анализируя программы по разделу "логоритмика" в детских садах можно с уверенностью сказать, что общей программы по логоритмике нет. Более опытные логопеды создают свои программы, опираясь на известные методики , молодые логопеды пользуются практическими пособиями и учебниками известных логопедов, у которых есть разделы логоритмика, таких как, Р.Л. Бабушкина и О.М. Кислякова "Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи", под редакцией Волковой Г.А. В данной книге представлен результат обобщения многолетнего опыта работы авторов с детьми дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи, а также анализ специальной литературы по вышеуказанной проблеме. Для наглядности в пособие включены примерные конспекты занятий по логопедической ритмике, описание игр и игровых упражнений.
Самая первая в нашей стране книга, посвященная проблемам логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией - учебник Волковой Г.А. "Логопедическая ритмика". Развивая идеи Власовой Н. А, Гринер В.А. (30 - 50 годы XX в.), автор показала необходимость поэтапного и дифференцированного использования логопедической ритмики. По утверждению Л.М. Шипициной автор впервые создала логопедическую ритмику как специальную науку, определив ее объект, предмет, цель, задачи, естественно - научную основу, принципы и методы и разработала содержание логопедической ритмики как одной из форм своеобразной активной терапии.
В процессе всестороннего изучения детей, подростков и взрослых с расстройствами речи автор разработала методику обследования у них состояния психомоторных и сенсорных функций.
Достижением Г.А. Волковой является также создание общих и специфических принципов логоритмической работы, на основе которых ею созданы дифференцированные методики, практические рекомендации по логоритмическому воздействию на пациентов. В книге раскрыты основные звенья логопедической ритмики, показаны особенности развития и коррекции неречевых психических функций и процессов и речевой функциональной системы у лиц с речевой патологией. Содержание учебника ориентировано преимущественно на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обусловлено это тем, что, во-первых, подавляющее большинство речевых нарушений возникает и развивается в дошкольном возрасте; во-вторых, в стране расширяется сеть дошкольных речевых учреждений и имеется потребность в разработке системы логоритмического воспитания детей.
Рассматривая пособия Картушиной М.Ю. (2005), "Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 - 6 лет" и "Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 - 7 лет" в планировании логоритмических занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.). Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Таким образом, можно сделать вывод, что содержание логоритмических занятий для детей с нарушениями речи зависит от речевых и двигательных возможностей детей, от общелогопедических задач, но специальных упражнений достаточно немного.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.