Цели воспитания, как показывает история человеческой цивилизации, всегда являются социально обусловленными, т.е. определяются запросами общества и государства, являясь системообразующим фактором в той сфере, в которой осуществляется передача молодому поколению социально-культурного опыта. Необходимость опоры целей образования на цели развития общества и в современном обществе является несомненной.
Воспитание детей и молодежи как сознательных граждан, патриотов, обретение ими социального опыта, нравственных убеждений и ценностей, формирование потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие развития казахстанского государства. Однако изменения в обществе повлекли за собой ряд сложных проблем, затронувших молодежь в целом, и студенческую в частности.
К числу проблем, усложняющих процесс социализации молодого поколения, необходимо отнести следующее: кризис традиционных институтов социализации и традиционного ее механизма, возникновение новой системы требований общества к личности, вызванных изменениями социокультурной среды, разрушение традиционных ценностей, механизмов социально-культурной преемственности, переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении молодого поколения казахстанцев, снижение воспитательного потенциала высшей школы.
К этому необходимо присовокупить сложность развития современного казахстанского общества, связанную, прежде всего, с двумя основными факторами: консолидацией казахского этноса на основе осознания своей государствообразующей функции и полиэтничного состава народа республики Казахстан. В Казахстане сложилась уникальная полиэтническая общность, основанная на синтезе тюркской и славянской этносоциальных групп в сочетании с другими этносами.
Все вышесказанное свидетельствует о насущной необходимости поиска разнообразных путей формирования мировоззрения молодого поколения в системе высшего образования.
Одним из подходов к воспитанию студенческой молодежи в системе высшего образования является использование дидактического ресурса как одного из компонентов этого процесса. Таким ресурсом в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая стала экспериментальная дисциплина «Национальное воспитание». Коллективом кафедры национального воспитания была предложена концепция новой дисциплины, ее содержание, отраженное в типовой программе и курсе лекций.
Концепция дисциплины «Национальное воспитание» базируется на методологических основах педагогики как науки, так как воспитание есть одна из основных ее категорий.
Вместе с тем, эта база включает в себя и современные подходы философов к таким понятиям, как «нация», «национальное самосознание», «национальные ценности», «национальный менталитет», «национальное единство», «толерантность» «межэтническое и межконфессио- нальное согласие», «этническая социализация», «культура межнационального общения» и др.
Казахстанскими философами (А.Н. Нысанбаев, Р. Кадыржанов, М. Ашимбаев, А. Косиченко, С. Колчигин, А. Шоманов, М. Шайкемелев и др.) активно разрабатывается следующая проблематика:
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.