Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать днем -
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)
Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает. (Снег)
6. Найди соответствие.
Каждому термину подбери соответствующее определение.
Гидробионты.
Нейстон.
Планктон.
Нектон.
Бентос.
А. Активно плавающие животные, способные преодолевать значительные расстояния.
Б. Организмы, живущие в воде.
В. Совокупность организмов, обитающих у поверхностной пленки воды, прикрепляющихся к ней сверху или снизу.
Г. Совокупность организмов, обитающих на грунте или в грунте водоемов.
Д. Организмы, населяющие толщу воды и не способные противостоять переносу течениями.
Ответы: 1 – Б, 2 – В, 3 – Д, 4 – А, 5 - Г.
7. Подведение итогов. награждение победителей.
Учитель:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - Вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!
В эксперименте принимали участие учащиеся 10 классов (выборочная совокупность составляла 74 человека) МОУ СОШ № 32 г.Нальчика. А именно: 10 «РН» (экспериментальный), 10 «б» и 10 «в» (контрольный) классы и в 8 классе на базе ГОУ ДОД РДЭБЦ г. Нальчика.
В экспериментальном классе при раскрытии темы «Гидросфера» были проведены уроки, приведенные в главе 3. Уроки проводились с акцентом на научные и экологические аспекты, которые закреплялись в процессе формулирования, анализа и последующего решения целей и задач урока.
Диагностику знаний школьников проводили на контрольном мероприятии по проверке остаточных знаний после изучения блока «Гидросфера» с использованием специально разработанных тестов по теме проведенных экспериментальных занятий.
Диаграмма 1. Результаты тестирования
Результаты исследований показали, что после проведения занятий у учебной группы заметно увеличилось «сопереживание», появилось более экологичное отношения к миру, заинтересованность в получении информации в области защиты гидросферы, что говорит в пользу формирования познавательного интереса и самоответственности.
На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Анализ школьных учебников и программ показал, что экологические аспекты темы «Гидросфера» в школьных курсах естественно-научного цикла освещены недостаточно.
Рассмотрены основные экологические проблемы, связанные с гидросферой.
Показана возможность установления и использования связей с экологическими и научными аспектами при проведении занятий по теме «Гидросфера» посредством проведения уроков и внеклассных мероприятий;
Решена задача наполнения темы «Гидросфера» научными и экологическими знаниями путем использования наглядных пособий, заданий, задач, тестов;
Доказано, что уроки, дополненные приемами исследования, положительно влияют на уровень осмысления учащимися теоретических вопросов курса естествознания и способствуют формированию научного мировоззрения;
Проведена апробация разработанных занятий в школе № 32 г. Нальчика;
Оценен уровень сформированности знаний и познавательной активности при изучении заданной темы по разработанным методическим подходам;
Выявлено, что изучение темы «Гидросфера» с опорой на научные и экологические аспекты позволяет заметно повысить уровень знаний, научной и экологической культуры, уверенности в своих способностях школьников.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.