Подводя итоги вышесказанному отметим, что в условиях современной образовательной парадигмы подготовка школьников нуждается в целенаправленном формировании гуманитарной и культурологической компоненты, потому что наличие высокой культуры - это не столько внешнее качество образованного человека, сколько его важнейшее, атрибутивное свойство.
Выбор содержания образования развития творческих способностей определяется ориентацией на перенос способов структурирования человеческого знания и способов его сохранения в организацию учебного содержания. Эта проекция на учебное содержание рождает интегративный подход в его организации.
В модели культурологической школы в творческом развитии личности актуализируется самоуправление учебной деятельностью и следствием этого являются введение в учебное содержание рефлексии способов его освоения через непосредственное участие учащихся в функционировании системы образования и опосредованно, через выбор учебного материала и учебных программ.
Ведущими дидактическими принципами в модели культурологической школы становятся принципы самодеятельности, самоорганизации, коммуникации, ответственности, подчеркивающие творческий характер учебной деятельности.
Способы организации и освоения учебного содержания могут подбираться индивидуально, реализуясь через самостоятельное исследование, осуществляемое учащимися или индивидуальные планы.
Особенностью культурологической модели развития творческих способностей является культурологический аспект, заложенный в основы инновационных подходов.
Предложенный анализ программы «Конструирования и реализации модели культурологической школы» предполагает формирование культурологической модели учащегося.
Разработанная модель культурологической школы создаст условия для формирования творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации и к свободному (культурно- и социально-обусловленному) выбору, обладающей высокими морально-нравственными устоями, вооруженной ценностными гуманистическими ориентирами, гражданственным самосознанием.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
На основании анализа теоретических источников выделены современные тенденции разработки исследователями проблемы развития творческих способностей:
Творческие способности включены в комплекс способностей личности, проявившей свою одаренность.
Предполагается наличие невыявленного творческого потенциала у каждой личности, при этом возможность его проявления ставится в зависимость от конкретных условий его реализации.
В результате изучения практики реализации развития творческих способностей в системе образования выделены современные тенденции развития творческих способностей в системе образования:
Ориентацию учебной деятельности на формирование индивидуальных способов воспроизводства знания нужно реализовывать через организацию культурологической рефлексии взаимодействия собственной культурной модели и модели культурного пространства.
Большое значение нужно уделять подготовке и переподготовке школьных педагогов, ставя в прямую зависимость уровень развития их творческого потенциала от участия в педагогических инновациях и эксперименте.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.