Анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме формирования читательской самостоятельности первоклассников на уроках внеклассного чтения позволил сделать следующие выводы
1. Вслед за Н. Светловской под «читательской самостоятельностью» мы будем понимать личностное свойство, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.
2. Процесс формирования читательской самостоятельности первоклассников будет эффективным, если на уроке внеклассного чтения будут использованы следующие методы обучения: беседа, чтение «самостоятельное» вслух, обмен мнением о прочитанном, чтение-рассматривание.
3. Составленная критериальная характеристика позволила провести констатирующий эксперимент, который предусматривал определение уровня читательской самостоятельности у первоклассников на уроках внеклассного чтения.
На основе данных исследования большая часть первоклассников в обеих группах (по 50%) имеет средний уровень развития навыка чтения, при котором скорость чтения превышает 15 слов в минуту; 8,3% учащихся в контрольной группе имеют высокий уровень навыка чтения (более 30 слов в минуту); 8,3% учащихся в контрольной группе и 25% в экспериментальной имеют достаточный уровень развития навыка чтения выше среднего, при котором дети читают со скоростью свыше 25 слов в минуту; 33,4% первоклассников контрольной группы и 25% экспериментальной имеют низкий уровень (чтение со скоростью ниже 15 слов в минуту).
Анализируя результаты исследования по проверке начитанности первоклассников, можно сделать следующие выводы: 66,7% учащихся контрольной группы имеют средний уровень начитанности, 8,3% - высокий и 25% - низкий уровень начитанности. В экспериментальной группе средний уровень наблюдается у 50% детей, 25% имеют высокий уровень начитанности и 25% - низкий.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.