Подросток социализируется, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности.
В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, благодаря этому может происходить изменение его психики.
Л.С. Выготский показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития, необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. Знак – это заместитель, имеющий значение того предмета или процесса, который он замещает. Высшие психические функции – это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и др. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный. Таким образом, понятие «развитие психики» и «социализация» пересекаются, но не тождественны друг другу.
Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование не сводимо лишь к социализации. Такое развитие осуществляется, как минимум, посредством двух процессов: социализации и творческого саморазвития.
Однако личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения (регуляторы – принятые нормы, правила), которые могут противоречить друг другу. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания, рефлексии, человек может воздействовать и на себя как на социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут составлять основу развития человека.
Система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психического развития подростков. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Родители, учителя, воспитатели и взрослые должны строить свои взаимоотношения, исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывать его возросшие возможности, относиться к нему с уважением и доверием, создавать условия, помогать преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогать в установлении взаимоотношений с товарищами, тем самым создаются благоприятные условия для психического развития.
Подросток, включаясь в различные виды общественно-полезной деятельности, расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирует нравственные качества личности. Хотя учение и остается главным делом подростка, но основные новообразования в его психике возникают прежде в общественно-полезной деятельности. Это связано с тем, что общественно-полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующую для этого возраста потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает социальные ценности, мораль, правила поведения. Именно с общественно-полезной деятельностью связаны резервы воспитания подростка как гражданина.
На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение. Учитель для подростка не является непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, свойствам личности учителя. Устанавливая отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток строит свое отношение к учителям. Происходит изменение положения подростка в семье: с ростом физических и умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложной домашней работы, включать в обсуждение домашних проблем.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.