Современная методика преподавания иностранного языка о приёмах работы по запоминанию слов, словосочетаний и предложений

Новое об образовании » Экспериментальное обучение на основе приемов развития произвольной памяти » Современная методика преподавания иностранного языка о приёмах работы по запоминанию слов, словосочетаний и предложений

Страница 3

Рассмотрим приёмы по запоминания слов иностранного языка, представленная в книге «Настольная книга преподавателя иностранного языка» под редакцией М.Ф. Стронина. Изучение иностранного языка подразумевает запоминание большого количества слов учащихся, необходим большой словарный запас. Существует несколько приемов, облегчающих это запоминание.

Один из современных приёмов – приём использования картинок. Суть этого приёма заключается в переводе имен собственных, различных названий и суждений в картинки на основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания. Методист Н.Д. Гальскова рекомендует вначале следует подумать, какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите эти слова. Чем ярче будет возникающий при произнесении слова образ, тем лучше. Яркие образы легче запоминаются, а, следовательно, легче запоминаются и слова, с которыми они связаны. При постоянном его использовании вы заметите, что вам стало значительно легче запоминать незнакомые слова.

Следующий приём для запоминания, который рекомендует Л.Г. Вишнякова, – это подбор созвучного слова в русском языке, например, clever – умный, созвучно русскому слову «клевер». Представьте, что Вы в поле. Все работают, а вы «умный» легли в клевер и отдыхаете.

Методист Л.Г. Вишнякова предлагает подобрать к иностранному слову слово, ассоциативно связанное с переводом, например, stupid [stju:pid] – глупый. Запоминаем это слово через предложение: Глупый толчет воду в ступе.

Автор книги отмечает, что помогает при запоминании слов и предложений визуализация: произнося слово, представьте себе его смысл образно. Например, “autumn is gold” – связываем это предложение с осенним ярким днем, деревья с желтыми листьями, как будто облитыми золотом, и повторяем это предложение, оно становится наполненным золотом осени. И через много лет оно опять вам покажется таким.

Игры и упражнения, которые используются при развитии памяти, достаточно подробно описаны в работах П.П. Блонского, А.А. Леонтьева, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез и других методистов, а также в многочисленных публикациях из опыта работ учителей – практиков. Приведём языковые игры, рекомендуемые П.П. Блонским, с помощью которых у младших школьников можно формировать умения запоминать слова.

1. Игра «Угадай»: учитель называет слово и показывает на предмет, который оно обозначает или не обозначает. Дети реагируют на это утверждением или отрицанием;

2. Игра «Найди на картинке (на столе)»: учитель называет слово, ребёнок показывает на картинке (на столе) обозначаемый этим словом предмет;

3. Игра «Что пропало?»: учитель показывает предметы, затем накрывает их «волшебным» платком, и один из предметов «исчезает», а дети должны назвать пропавший предмет.

Выполнение этих игр, как отмечает автор, также не должно носить формального характера. Учитель должен проявить своё творчество, максимально используя наглядность – карточки, рисунки, цветные мелки. Учитывая закономерности процесса усвоения и возрастные особенности памяти, педагог получает возможность предусмотреть такие приемы дидактической работы, которые бы не противоречили, а строго соответствовали бы данному этапу умственного развития школьника: то, что не имеет существенного значения для младшего школьника и не влияет на ход продуктивности запоминания превращается в важную сторону сохранения учебного материала в памяти подростка, взрослого. Преподавателю следует помнить о том, что если у младшего школьника забывание идет преимущественно из-за непонимания материала, отсутствия повторений, утомления, у старших школьников к этим причинам может присоединиться и отрицательное отношение к соответствующим сведениям, полученным на занятии, как не имеющим жизненной значимости. В этом случае забывание наступает очень быстро и становится очень прочным. Необходимо теснее связывать учебный материал с практикой.

На тренировку памяти слов, словосочетаний и предложений Н.И. Гез предлагает следующие упражнения:

1) прослушать словосочетания или предложения, а затем сравнить его с печатным и найти расхождение;

2) запомнить все даты, имена, географические названия и т. д., употребленные в тексте, и повторить их в той же последовательности;

3) прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку, стараясь не пропустить ни одного слова;

4) прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой-либо одной теме;

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru