1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация не забывается.
2. От приёмов заучивания. Приёмы заучивания:
а) механическое дословное многократное повторение, при котором работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;
б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами, в этом случае работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти выше, лучше, чем механической памяти;
в) образные приёмы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки), в этом случае работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;
г) мнемические приёмы запоминания (специальные приёмы для облегчения запоминания).
Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Для запоминания каких-либо знаний необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы. Понимание – необходимое условие логического, осмысленного запоминания. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом.
Один из важнейших приемов логического запоминания, которое определил А.Н. Леонтьев, – это составление плана заучиваемого материала (разбивка материала на составные части, озаглавливание, связывание частей по их заглавиям в единую цепь ассоциаций). Произвольное систематическое запоминание называется заучиванием. Запоминание может быть различным по качеству. Скорость, полнота, точность и прочность – об этих характеристиках запоминания можно судить по воспроизведению закрепленного материала.
На основе известной информации о произвольном смысловом запоминании И.П. Ашмарин сформулировал некоторые практические рекомендации по улучшению произвольной памяти.
1. Огромную роль в процессах запоминания и воспроизведения играет речь, следовательно, то, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем-то, что может воспроизводиться зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом её осмысления, т.е. если слово – не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Чем больше мы думаем над материалом, чем активнее стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается.
2. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся после его прочтения.
3. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом базируется один из способов улучшения запоминания учебного материала дошкольниками и младшими школьниками, – сделать материал таким, чтобы он вызывал к себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекая их внимание.
4. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находился в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.
5. Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти. Наибольшую пользу в совершенствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания на понимание различных текстов, составлению по ним планов. Использование записей (к примеру, стенографии), составление различных схем объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки – все это примеры употребления различных мнемотехнических средств.
Таким образом, память – это система организации опыта, феноменологически описываемая процессами запоминания, сохранения, узнавания, забывания и воспроизведения. Особое значение памяти среди психических функций человека исследователи видят в том, что ни одна функция не может быть осуществлена без участия памяти. На достижения современной психологии, характеризующей память как многоуровневый психический процесс, опирается методика преподавания иностранного языка.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.