Понятие памяти и приёмы её развития, разработанные современной психологией
Страница 1
В современной психологии категория памяти является достаточно разработанной, хотя следует отметить, что в определении памяти как психического познавательного процесса у учёных нет единства, т.е. проблема памяти является дискуссионной.Существует несколько определений данному явлению: Е.А. Климова определяет память «как форму психического отражения, заключающегося в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возращение в сферу сознания». Память – основа психической деятельности, и как отмечает учёный, без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.Согласно концепции памяти А.В. Карпова, память – «это множество процессов, действий, состояний, направленных на запечатление, мысленную организацию, сохранение и воспроизведение прошлого опыта человека».Известный психолог Л.Н. Ланда предполагает, что память не является какой-то самостоятельной функцией, и утверждает, что память теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями, поэтому развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием человека. Как замечает Л.Н. Ланда, память каждого человека, характеризуясь общими закономерностями развития, вместе с теми имеет свои особенности. Одни люди отличаются наглядно-образным типом памяти. Человек с таким типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, форму, цвет и объём предметов, у других людей, отличающихся словесно-отвлеченным типом памяти, преобладает вторая сигнальная система. Многие люди хорошо запоминают и наглядно-образный и словесно-логический материал, и вместе с тем, отличаются хорошей памятью на чувства.Данные определения являются весьма широкими, и потому мы принимаем за основу нашего исследования определение А.В. Карпова. А.В. Карпов считает, что память представляет собой «многоуровневую, иерархическую, динамическую, развивающуюся, открытую к образованию новых связей систему организации индивидуального опыта в качестве условия осуществления предстоящей деятельности».Исследованием памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические: Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане, биогенетические: И.П. Павлов, И.М. Сеченов, физиологические: Л.С. Выготский.Одной из первых психологических теорий памяти, не потеряв своего научного значения до настоящего времени, сделав первые попытки изучить память экспериментально, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII веке, преимущественное распространение и признание получила в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между определенными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером совместно с Ф. Шульманом, А. Пильцепером. Главная задача была общей для всех работ ассоцианистов: хорошо известное изучение условий образования, ослабления, взаимодействия ассоциаций. Память у Ф. Шульмана понимается как «сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобно, контрасту, временной и пространственной близости». Благодаря этой теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти, например, закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с этим законом забывание после первого безошибочного повторения идет довольно быстро. Отдельные элементы информации, согласно ассоциативной теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими. Характеристика процессов памяти, имеющаяся в работах ассоцианистов, хотя и представляет некоторую ограниченную ценность, весьма далека от раскрытия полного богатства мнемической деятельности человека. Особенно страдает в ней анализ мыслительных процессов, участвующих в запоминании и воспроизведении .Ассоциации образуются на случайной основе, а память всегда выбирает определенную информацию. Тем не менее, ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. Было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и запоминанием.На смену ассоциативной теории в конце XIX века пришла Гештальттеория. Исходным понятием и одновременно принципом выступила изначальная, целостная организация первичных элементов – Гештальт (структур). Именно законы формирования Гештальта определяют память. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурированного материала, его доведение до целостности. Возникновение структуры есть организация или самоорганизация материала, в соответствии с действующими независимо от субъекта принципами безопасности, сходства. Эти причины есть конечная основа структурообразования, не нуждающаяся ни в каком дальнейшем обосновании и объяснении. Законы Гештальта действуют вне активности субъекта. Диалектика запоминания и воспроизведения действует следующим образом: некоторое потребностное состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании людей целостные структуры, на базе которых запоминается или воспроизводится материал .Особое положение в гештальтпсихологии занимает концепция К. Левина. Он в качестве основополагающего выдвигает принцип целесообразности, структурности. Левин разрабатывает свою теорию действий, и прежде всего волевых действий, включает в их структуру и самого действующего субъекта или вернее, его потребности и намерения. В области памяти это находит свое выражение во влиянии, которое силовые соотношения – направленность или разрядка в силовом поле – оказывают на продуктивность запоминания. Характерное проявление этого – лучшее припоминание незавершенных действий по сравнению с законченными. Но динамическая теория действий Левина игнорирует содержательную сторону деятельности. Действия людей рассматриваются лишь в их динамическом, формальном аспекте.Хотя Гештальтпсихологи решительно отвергали основные положения ассоциативной теории, в вопросе о зависимости психических процессов от деятельности, в которую они включены, и о значении характеристики самих этих процессов как особого рода деятельности, они фактически оказались все же на сходных позициях с ассоцианистами. В отличии от ассоциативной теории и гештальттеории, которые не изучали процессы памяти в зависимости от деятельности, в отечественной психологии преимущественное развитие получила теория деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающий систему теоретических и практических действий.Начало изучения памяти как деятельности было положено французским учёным П. Жане. Он рассматривал память как «действие, определённым образом формирующееся в процессе социального, исторического развития, ориентированное на запоминание, переработку и хранение материала». Характер этих действий на разных ступенях развития памяти различен, но общим для всех ступеней является борьба с отсутствием того, что было раньше, так как «память», согласно П. Жане, имеет целью тождествовать над отсутствием прошлого. Первоначально это выражается в ожидании появления вновь того, что было; далее – в поисках его; затем – отсроченное действие. Следующими характерными для человека проявления памяти являются: рассказ наизусть, описание и повествование. Вся эта конструкция последовательных этапов развития памяти и подтверждается П. Жане прочной фактической основой, но она свидетельствует о стремлении его связать историческое развитие памяти с изменениями в характере деятельности людей в процессе запоминания и воспроизведения. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека. В нашей стране эта теория получила свое дальнейшее развитие в теории происхождения высших психических функций. Согласно этой теории, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняется тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки .А.А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, запоминаются лучше те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия. Именно А.А. Смирнов и П.И. Зинченко раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности .Таким образом, психологическое изучение механизмов памяти хронологически старше других. Хотя представителями данных теорий являются противниками, они все же дополняют друг друга и расширяют наши знания о памяти человека, позволяют глубже заглянуть в одно из самых важных загадочных явлений человеческой психологии, позволяют понять, что память имеет большое значение в жизни и деятельности человека. Посредством памяти человек накапливает знания и использует их в нужный момент, без ее участия невозможно познание действительности.А.В. Карпов характеризует память как функцию, как процесс, как психическую деятельность, имеющую определённое строение, как подструктуру интеллекта, как подсистему личности.Наиболее традиционные представления о памяти рассматривают её как функцию и как процесс. Память как психическая функция рассматривается как некоторая психическая реальность, позволяющая продуцировать мнемический результат. В этом случае исследуется результативная сторона памяти: её эффективность. «Эффективность памяти» – это производительность, качество и надёжность мнемической деятельности. Производительность: количество запомненного и воспроизведенного материала (объём памяти), скорость запоминания и воспроизведения; качество: точность запоминания и воспроизведения; надёжность: прочность памяти, вероятность быстрого и точного запоминания и воспроизведения. Результативная сторона памяти есть следствие её процессуальной стороны.Согласно П.Н. Ермакову, память, как психический процесс, характеризуется мнемическими действиями и мнемическими операциями. Этапами запоминания и воспроизведения она может быть описана с помощью пяти основных видов мнемических процессов: запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения.1. Запоминание – это организация (кодирование, удержание, «присвоение») вновь поступающей информации, т.е процесс, направленный на сохранение в памяти впечатлений, предпосылка сохранённого Запоминание условно подразделяется на собственно запоминание и запечатление.2. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им, т.е активное или пассивное (произвольное и непроизвольное) преобразование (трансформация) запомненной информации.3. Забывание – процесс, обратный сохранению, характеризующийся уменьшением возможности воспроизвести или узнать запомненный материал.4. Воспроизведение – восстановление (реконструкция) ранее запомненного материала. Процесс воспроизведения включает в себя процессы припоминания и воспоминания.5. Узнавание – идентификация (опознание) объектов и явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта в ними. Различие между воспроизведением и узнаванием заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствии объекта.6. Припоминание – произвольное излечение из долговременной памяти образов прошлого. Воспоминание – непроизвольное извлечение из долговременной памяти образов прошлого.Когнитивная психология, рассматривая память и как функцию, и как процесс одновременно, пытается объяснить закономерности её как развивающей, многоуровневой системы хранилищ (сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память). К данному определению приближается характеристика памяти, предложенная Ю. Гиппенрейтер, она определила память «как систему процессов организации и информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения, которая может рассматриваться и как подструктура интеллекта – системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний, реализующего функции переработки информации».Мнемические процессы управляются мотивами, эмоциями, личностными смыслами и волевыми качествами личности. Следовательно, результаты мнемической деятельности зависят не только от качества переработки информации, но и от качества и особенностей регуляции процессов запоминания, сохранения и воспроизведения со стороны личностных образований.Виды памяти выделяются на основе различных критериев: память произвольная и непроизвольная классифицируется по участию волевых усилий человека на запоминание:1. Непроизвольная память – это информация, которая запоминается сама собой, без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией, она сильно развита в детском возрасте, а у взрослых людей она ослабевает. Следует отметить, что непроизвольная память обеспечивает сохранение большей части нашего опыта, однако она стала изучаться позже произвольной и долгое время считалась неточной, непрочной, запечатлевающей «случайные» факты, не вошедшие в поле внимания. Действительно, есть немало данных, которые, на первый взгляд, подтверждает такое мнение. Например, при инсценировке драки было получено лишь 47% правильных ответов от наблюдавших её детей. Другой пример: человек, повторявший каждый день вслед за женой молитву и произнесший её около 5000 раз, не смог прочитать её наизусть, когда его попросили это сделать, но он выучил текст молитвы после этого за несколько повторений.2. Произвольная память – это информация, которая запоминается целенаправленно с помощью специальных приёмов. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания – чёткая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемонические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на его результат.
Другое по педагогике:
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...