Нами разработана и предложена к применению модель учебно-воспитательного процесса (примерная программа), направленная на повышение уровня физического здоровья и физической подготовленности учеников начальных классов.
Разработанная нами примерная программа предусматривает решение следующих задач:
- укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
- гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;
- развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
- воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Предлагаемый курс существенно отличается от действующих программ по физической культуре в начальной школе. Отличается прежде всего тем, что являет собой попытку организовать обучение на уроках физической культуры в начальных классах, опираясь на передовую психолого-педагогическую теорию, а именно, концепцию развивающего обучения.
Специфика развития науки о физической культуре предопределила приоритет биологического фактора как методологической основы физического воспитания на всех ступенях системы образования. Место ведущего звена физического образования - психолого-педагогической теории обучения двигательным действиям - заняли данные накопленного опыта, обобщенного и представленного в виде подробных методических положений. Данный факт предопределил существующие трудности развития новых подходов в преподавании и низкий, даже в сравнении с другими дисциплинами, научный уровень применяемых на уроках физической культуры педагогических технологий. На практике, как правило, учитель физической культуры действует, исходя из своего опыта и имеющихся условий.
Принципы построения курса. Прежде чем paскрыть содержание курса, представляется целесообразным дать определение понятия о лежащих в его основе принципах.
1. Принцип формирования теоретического мышления и теоретических званий. Данный принцип является ведущим, отражает суть курса и предопределяет его направленность на развитие мышления и обучение школьника. Если обучение на уроках физической культуры построено по принципу повторения двигательного действия за учителем, дает поверхностное, частное знание об этих действиях, то его результатом является эмпирическое мышление учащихся. Предлагаемый курс призван дать возможность ученикам самостоятельно исследовать двигательное действие, находить его существенный механизм и на основе этого затем- семейство родственных двигательных действий. В соответствии с концепцией развивающего обучения теоретическое познание явлений действительности возможно лишь в случае выполнения субъектом особых познавательных действий. Это прежде всего действие моделирования, смысл которого состоит в замещении изучаемого объекта другим, специально для этого созданным; действие анализа, состоящее в преобразовании условий с целью установить их значение в существовании явления; действие планирования собственной деятельности по анализу заданных условий; действие рефлексии, смысл которого состоит в выявлении субъектом оснований собственных действий, в установлении того, как вырабатывались определенные знания и представления. Сюда же следует отнести и познавательное действие конструирования, заключающееся в создании новых ситуаций по заданным правилам с опорой на известный способ. Перечисленные познавательные действия должны иметь место в учебном процессе, осуществляться ребенком при изучении явлений физической культуры. Это не означает, что настоящий курс вообще не содержит свойственных традиционному обучению форм передачи знаний. Предусматривается блок определенных положений, прежде всего гигиенического характера, ознакомить которыми учащихся предполагается в ходе бесед и рассказа учителя.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.