Для приобщения детей к здоровому образу жизни необходимо использовать популярные, нетрадиционные средства физической культуры, какими являются игра и соревнование. Это сказывается на уровне физического развития детей, их физической подготовленности, что непосредственно отражается на формировании их здорового образа жизни.
Результаты работы свидетельствуют об эффективности занятий физкультурой, а также о формировании положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей младшего школьного возраста.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
В Законе "Об образовании" (статье 51) особо подчеркивается, что здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования и образовательные учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие его охрану и укрепление.
Таким образом, процесс физического воспитания в школах должен быть представлен как целостная система физкультурного образования школьников, сориентированная на профилактику и сохранность здоровья, оптимизацию физического развития и физической подготовленности.
Изучение специальной литературы подтверждает мнение ученых о том, что на начальных этапах обучения в школе необходимо заложить фундамент физического совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности.
Наряду с этим необходимо создание на уроках физической культуры условий для формирования устойчивого интереса младших школьников к занятиям физической культурой, а это значит:
- поиск творческих приемов совершенствования навыков базовых двигательных действий и их вариативное использование на уроках физической культуры;
- формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений на основе широкого использования подвижных игр;
- расширение границ двигательной активности младших школьников за счет использования подвижных игр;
- активизация и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников.
В качестве главного средства при обучении младших школьников основным движениям рекомендуется использовать подвижные игры, в которых должны быть включены естественные физические упражнения (бег, ходьба, прыжки, метание) с постепенным и последовательным увеличением нагрузки.
Использование подвижных игр и соревнований как форм и методов обучения на любом этапе помогают решать задачу воспитания наиболее правильного стереотипа движений, содействуют совершенствованию двигательной функции и закладывают основу для подготовки младших школьников к конкретной игровой деятельности.
Подвижные игры можно считать наиболее эффективным средством развития быстроты, силы, выносливости, ловкости, формирования жизненно важных для человека двигательных умений и навыков, а значит и сохранения здоровья.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.