Использование инновационных технологий в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.
Для того чтобы убедиться в этом на практике, автором курсовой работы было организовано наблюдение "Влияние использования инновационных технологий на уровень учебно-познавательной деятельности учеников 1 класса".
Цель: установить взаимосвязь использования инновационных технологий и успеваемости младших школьников.
Задачи:
1. Выяснить особенности использования игровой и информационной технологий.
2. Выяснить уровень успеваемости детей младшего школьного возраста.
3. Сопоставить успеваемость и использование инновационных технологий в учебной деятельности.
4. Дать рекомендации по использованию инновационных технологий в 1 классе.
Предмет исследования: зависимость успеваемости от использования инновационных технологий в начальной школе.
Вопросы для наблюдения:
· Использует ли учитель инновационные технологии на уроках?
· Какие инновационные технологии наиболее эффективны в начальной школе, а именно на уроках "Человек и свет"?
· Какие методы и приёмы необходимы для их реализации?
· Развитию каких качеств способствует использование игровой и информационной технологий?
Результаты представлены в таблице 5.
Пась Анна – уравновешенная, спокойная, трудолюбивая ученица, дисциплинированная. Ответственно выполняет порученное ей задание, полученную роль в игре. Достаточно коммуникабельная, дорожит мнением других. Уровень успеваемости высокий.
По обработке результатов наблюдения можно предположить, что использование на уроках информационных технологий повышает интерес и активность учеников, в частности Ани. На традиционном уроке она вела себя спокойно, принимала участие только тогда, когда ей задавался конкретный вопрос. При использовании игры она старалась выделиться среди остальных учеников, чтобы принять участие. На уроке с информационной технологией Аня также проявляла интерес к происходящему, старалась проявить себя. Что касается занятий с совмещением данных технологий, то можно отметить, что девочка стала не просто занимать активную позицию, но и организовывать на работу остальных учеников. Таким образом, использование на уроках "Человек и мир" игровой и информационной технологий способствует активизации познавательной деятельности учеников, развитию организаторских способностей, коммуникабельности, повышается интерес к изучаемому предмету, а также успеваемость.
Так же автором курсовой работы было проведено ранжирование с учащимися 1 класса с целью определения предпочитаемых уроков по предмету "Человек и мир", проводимых учителем в процессе обучения. Была выбрана методика "Лесенка". Учащимся предлагались темы уроков. Те, которые были более интересны необходимо расположить на верхних ступеньках, те, что менее интересны – на нижних. Всего 5 ступенек – 5 баллов. Нижняя ступенька - 1 балл, верхняя – 5 баллов.
Результаты представлены на рисунке 2.3.
педагогика психология инновационный урок
Рисунок 2.3. – Диаграмма результатов ранжирования
Таким образом, использование информационной и игровой технологий на уроках "Человек и мир", точнее их совмещение, целесообразно в начальной школе. Это подтверждается тем, что активность детей повышается, растёт интерес к изучаемому предмету, ученики получают удовлетворённость от урока, что является одним из показателей результативности образовательного процесса.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.