Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л. С. Выготского, П. Я Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, В. В. Рубцова, Д Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7—10 лет.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм общения, методов обучения.
Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. "Завтра" наших детей — это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо.
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации её к информационному веку. Детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе.
Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, делая при этом обучение не формализованным и интересным. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
Возможные направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны. Вот лишь некоторые из них:
1. Визуализация знаний. Поскольку у учеников начальной школы преобладает наглядно-образное мышление, то появляется необходимость подтверждения знаний наглядностями. Компьютер даёт такую возможность.
2. Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.
3. Развитие индивидуальных особенностей. Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
4. Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребёнка.
5. Возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа, последовательность выполнения операций (компьютерные демонстрации).
6. Моделирование объектов, процессов и явлений.
7. Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа.
8. Осуществление самоконтроля.
9. Осуществление тренировки и самоподготовки.
10. Формирование культуры учебной деятельности.
11. Формирование информационной культуры.
12. Высвобождение учебного времени.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология обучения". Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологии обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология .
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, ещё неисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерную технологию называют интерактивной, она обладает способностью "откликаться" на действия ученика и учителя, "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность данной технологии.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.