Эмоции неотд-мы от лич-ти. В эмоц-ых проявл-х лич-ти можно выделить 3 сферы:её органическую жизнь, её интересы матер-го порядка и её духовные потреб-ти, т.е. органич-ю чувств-ть, предм-ые чув-ва и мировоз-ие чув-ва. Оранич-е чувствит-ть- элементарные удоволь-я и неудов-я. Предм-е чув-ва связаны с опред-ми предметами. Мирово-е чув-ва связаны с моралью и отнош-ми чел-ка к миру и людям. Эмоции чел-ка прежде всего связаны сего потреб-ми, они отраж-ют сост-ие, процесс и рез-т удовлет-ия потреб-ти. Люди как лич-ти в эмоц-ом плане отлич-ся друг от друга по многим параметрам: эмоц-ой возбуд-ти, длительности и устойчив-ти возник-щ у них эмоц-х пережив-й. Вопрос связи эмоций и мотивации предся не таким простым: с одной стороны простейш-е виды эмоц-х переж-й вредли обладают для чел-ка выраж-ой мотивирующей силой. Они или не влияют на поведение или влвсе его дезорганизуют. С др. стороны такие эмоции мотивируют повед-е направляя и поддерживая его. 2 сущест-й момент сама сист-ма и динамика типичных эмоции хар-т чел-ка как лич-ть. ЯОсобое значение для такой хар-киимеют описания чув-в типичных для чел-ка. Высшие чув-ва несут в себе нравственное начало. Одним из таких чув-в явл совесть Она связана с нравств-ой устойч-ю чел-ка. Его принятием на себя моральных обязательств перед др людьми и неукоснителным следованиям им. Совестл-й чел-к всегда послед-т и устойчив в своём поведении. Эмоции чел-ка прояв-ся во всех видах чел-ой деят-ти и особенно в худ твор-ве. Они входят во многие псих-ки сложные сос-ия чел-ка всегда выступая как их органич-я часть. Такими комплес-ми сост-ми явл юмор, ирония, сатира и сарказм. Юмор- эмоц-ое прояв-е такого отн-ия к чему-либо или к кому-либо, кот несёт в себе сочетание смешного и доброго. Ирония- сочетание смеха и неуважит-го отн-ия, чаще всего пренеб-го. Сатира- обличение опред-но содерж-ее осуждение объекта. Сарказм- прямая издёвка, насмешка над объектом. Кроме этих сложных сот-й и чув-в отметим трагизм- эмоц-ое сост-ие, возни-ее при столкн-ии сил добра и зла, и победе зла над добром. Последнее особое чел-ое чув-во – любовь. Настоящая любовь-всупление во взамоотн-ия с др чел-ом как духовным сущ-ом. Явл вхождением в непосред-е отн-я с лич-ю любимого. Чел-к кот любит по наст-му, меньше всего задумывается о каких-то псих-х или физ-их хар-х любимого. Наст-ая любовь пред-ет собой дух-ю связь одного чел-ка с др-м подобным ему сущ-ом. Т. об. сущест-т 2 точки зрения на вопрос раз-ся ли эмоции и чув-ва в течение жизни чел-ка. 1. эмоции не могут раз-ся, т.к. они связаны с функц-ем орг-ма и особ-ми кот явл врожденными. 2. эмоц-ая сфера чел-ка разв-ся.
Ещё Аристотель ввел понятие воли в сис-му катег-й науки о душе для того, чтобы объяс-ть к.о. поведение чел-ка реал-ся в соот-ии со знанием, кот лишено побудительной силы. Воля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Один из признаков волевого акта явл в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализации. Воля предпол-т борьбу мотивов. Поэтому признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Воля предполагает самоограничение, сдерж-е сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более важным целям, умение подавлять возникающие желания и импульсы. Ешё один признак хар-ра действия или деят-ти, регулируемой волей,-наличие продуман-го плана их осущ-я. Действие не имеющее плана нельзя считать волевым. Признаками волевого действия явл усиленное внимание к такому действию и отсут-е непосред-го удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоц-го, а не морального удовлет-я. Нередко усилия воли направ-ся чел-м не столько на то чтобы победить и овладеть обст-м, сколько на то чтобы преодалеть самого себя. Это хар-но для людей импульс-го типа, неуравнов-х и эмоц-но возбудимых. Ни одна жизненая проблема чел-ка не решается без участия воли. Судьбу псих-х исслед-й воли Иванников, соот-т с борьбой двух трудно соглас-х друг с другом концепций чел-го поведения: реактивный и активный. Согласно первой, поведение чел-ка предс-т собой реакции на различные внутренние и внешние стимулы. Согласно другой концепции поведение чел-ка понимается как изначально активное, а сам он рассмат-ся как наделенный спос-ю к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция необх-мы. Селиванов определяет волю как сознательное регулирование чел-м своего поведения, выраж-е в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия. Когда субъкт стал-ся с необх-ю преод-ть самого себя, его сознание на время отрывается от объкта, и перек-ся в плоскость субък-х отн-й. При этом осущес-ся сознат-я рефлексия на разных уровнях:1. осознание субъектом своих способов действий.2. активное изменение функц-я психики и способ его преобразования Влевая регуляция деят-ти-сознательное, опосредов-е целями и мотивами предметной деят-ти создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности. Функцией волевой регуляции явл повышение эффект-ти соответ-й деят-ти, а волевое действие предстает как сознательное, целенап-е действие чел-ка по преодалению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых училий. На лич-м уровне воля проявляется в таких св-х как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка. Их можно рассм-ть как первичные волевые кач-ва лич-ти. Волевого чел-ка отл реш-ть, смелость, уверенность в себе; вторичные кач-ва. Третья группа кач-в, кот связанны с морально-ценностными ориентациями-ответственность, дисципл-ть, обязательность.Волевая регуляция необх-ма для того чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над кот-м размышляет чел-к. Воля участвует в регуляции практически всех основных псих-х функций: ощущени, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Волевая регуляция может включиться в деят-ть на любом из этапов её осущ-я: инициации деят-ти, выбора ср-в и способов её выполнения, следование намеченному плану или откланение от него , и контроля исполнения. Особ-ть включения волевой регуляции в начальный момент осущест-я деят-ти состоит в том, что чел-к, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализ-т их. Воля в выборе действия прояв-ся в том, что сознательно отказав-сь от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный. Влевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что чел-к сознательно заставляет себя проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желаний почти не осталось. При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потр-ми, м/у этими потр-ми и сознанием чел-ка склад-ся особые отн-я. Развитие волевой регуляции поведения у чел-ка осущ-ся в нескольких напр-ях. С од ст это преобраз-е непроизвольных пси-х процессов в произвольные, с др.-обретение чел-м контроля над своим пловедением, с третьей-выработка волевых кач-в лич-ти. Ешё одно направление в развитии воли проявляется в том, что чел-к сознательно ставить перед собой всё более трудные задачи и преслед-т всё более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение длительного времени. Развитие воли у детей соотносится с обогащентем их мотивационной и нравст-й сферы. Мотивация поступка, в кот вкл-ся волевая регуляции, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Совершен-е волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интелл-м развитием. Поэтому воспитывать волю ребенка в отрыве от его общего псих-го развития практически невозможно. Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, каждый вид игровой деят-ти вносит свой вклад в совершенствование волевого процесса (конструктивные, сюжетно-ролевые, коллективные). Учение, появ-ся в последние годы дошкольного детства, и превращ-ся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции плознав-х пороцессов. Диагностика эмоц-х состояний: осущ-ся с пом-ю психофизиол-х методик регистрации вегетат-х проявлений: частоты пульса, дыхания, прочее, в сочетании, с методиками суб-го оценивания испы-м своего псих-го сост-я, самочув-я и настроения, с проективными методиками.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.