Вопросы экологического образования закреплены в Законе РФ «Об охране окружающей среды» ( принят 19.12.91). В нем целый раздел посвящен экологическому образованию, воспитанию и научным исследованиям. Перечислим лишь названия статей:
Ст.73. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования.
Ст.74. Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях.
Ст.75. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов.
Ст.76. Распространение экологических знаний.
Ст.77. Научные экологические исследования.
Для определения уровней экологической подготовки студентов агроколледжа были определены следующие уровни:
Совершенный уровень
Студент сельскохозяйственного СПУЗа с достаточным уровнем развития экологической подготовки:
- обладает глубокими, системными научными знаниями (выходящими за рамки учебной программы) об основных экологических ценностях;
- проявляет потребность в познании окружающей среды;
- характеризуется знанием норм и правил поведения в природе и свободным соблюдением их в повседневной деятельности;
- владеет способами и приёмами рациональной экологической деятельости, рационального использования природоресурсного потенциала сельского хозяйства;
- обладает способностью анализировать поведение современников, с точки зрения экологических норм;
- проявляет чуткость и уважительное отношение к людям, себе, ко всему живому в природе, добросовестен, эмоционально отзывчив;
- в нестандартных условиях принимает экологически верные решения, совершает экологически целесообразные действия.
Достаточный уровень
Студент СПУЗа со средним уровнем развития экологической подготовки:
- имеет общее представление о ценности природы и системе правил и норм поведения, деятельности в природе;
- обладает экологическими знаниями в рамках учебной программы;
- отличается аргументированностью в отстаивании своей позиции в отношении к экологической проблеме;
- имеет общее представление о способах и приёмах рациональной экологической деятельности и социального взаимодействия с целью сохранения природной среды;
- в стандартных ситуациях правильно оценивает поведение современников с точки зрения экологических норм;
- обычно проявляет уважительное отношение к людям, себе, ко всему живому;
- характеризуется творчески-репродуктивным уровнем практических знаний и навыков;
- в нестандартных ситуациях выбора способен на экологически нецелесообразное поведение.
Несовершенный уровень
Студент с элементарным уровнем развития экологической культуры:
- обладает элементарными знаниями об основных экологических ценностях;
- обладает элементарными знаниями в области экологии, охраны природы, агроэкологии;
- характеризуется формальным усвоением экологических знаний, умений, навыков;
- потребности в познании окружающей среды не проявляет;
- имеет элементарные знания правил поведения в природе, но в повседневной деятельности не всегда их соблюдает;
- в природоохранных действиях предпочитает не участвовать;
- способен на антиэкологические поступки.
Номинальный уровень
Студент сельскохозяйственного СПУЗа с нулевым уровнем развития экологической культуры:
- отличается технократическим подходом к природе;
- характеризуется отсутствием экологических убеждений;
- зачастую проявляет неуважительное отношение к людям, ко всему живому в природе;
-характеризуется отсутствием научных экологических знаний и стремлением их получить;
-в природоохранных действиях не участвует;
-равнодушен к антиэкологическому поведению современников;
- совершает антиэкологические поступки.
Своеобразным итогом современной истории становления теории и практики формирования экологической культуры учащихся стала серия публикаций. Так, в исследовании С.Н.Глазачева дана антология эколого-педагогических исследований за три последних десятилетия XX века .
Главный вывод -глубокое осознание необходимости экологической коррекции культуры. Понимание «экологического как категориального понятия позволяет по-новому взглянуть на сущность экологического образования: распознавание, диагностика отклоняющегося по экологическим критериям поведения и деятельности личности и их коррекция психолого-педагогическими средствами до экологически адекватного, природосообразного. Это новое широкое поле развертывания инновационных тенденций в экологическом образовании.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.