Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. С целью проверки гипотезы нашего исследования, мы выдвинули следующие задачи, которые необходимо решить в экспериментальной части:
Провести диагностическую работу по выявлению художественных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Апробировать инновационные техники рисования для развития творческих способностей детей.
Опытно-экспериментальным путем доказать, что систематические и целенаправленные занятия рисованием с помощью нетрадиционных методов влияют на развитие творческих способностей детей.
Осуществить качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
В подтверждение этого нами был проведен констатирующий эксперимент.
Исследовательская работа была проведена на базе ДОУ «Соболенок»
с. Баргузин, во 2 младшей группе.
В эксперименте участвуют две группы детей (контрольная и экспериментальная). В каждой группе по пять детей, которые будут тестироваться. С экспериментальной группой будут проводиться занятия по определенной методике, для развития у детей творческих способностей. Контрольная группа будет заниматься по обычной программе. Констатирующий этап эксперимента проводится для того, чтобы зафиксировать начальные оценочные показатели контрольной и экспериментальной групп. Предполагается, что после проведения занятий с экспериментальной группой уровень творческого развития детей повысится. Все это станет ясным после проведения контрольного тестирования групп и сравнения их результатов. При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:
– теоретический анализ педагогической литературы;
– изучение и анализ педагогической документации и опыта работы ДОУ.
Для проведения исследовательской работы была разработана специальная диагностика по выявлению уровня навыков рисования и освоения сенсорных эталонов во второй младшей группе.
1 этап. Констатирующий эксперимент.
Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности
Цель: выявление уровня развития изобразительных способностей детей 3- 4 лет.
Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью нами были выделены следующие критерии:
– передача цвета;
– передача формы;
– расположение изображений на листе.
На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) – ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.
1 задание «Найди цветок для бабочки»:
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой), называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Ход игры:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.