Анализ литературных источников показал, что в настоящее время существует несколько определений, связанных с понятиями “технология”, “образовательные технологии”, “здоровьесберегающие технологии”, “здровьесберегающие образовательные технологии”, “здоровьеформирующие технологии”, “здоровьесберегающая педагогика”, “здоровьесберегающие мероприятия”. Понятие определения “здоровьесберегающие технологии” появилось относительно недавно, в связи с этим отсутствует единый подход к трактовке данного термина. В психолого-педагогическом словаре “технология обучения” понимается как совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
Так, по мнению Н. К. Смирнова, “здоровьеформирующие образовательные технологии” следует понимать как психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья у учащихся, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.
Исследователь В. Д. Сонькин под здоровьесберегающими технологиями подразумевает благоприятные условия обучения ребенка в школе, достаточный и рационально организованный двигательный режим, оптимальную организацию учебного процесса в соответствии с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.
Разнообразные подходы к пониманию здоровьесберегающих образовательных технологий легли в основу разделения на типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья. Под здоровьесберегающими технологии нами понимаются технологии, создающие безопасные условия обучения, воспитания, работы в школе, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса с учетом возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей, соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка. Оздоровительные технологии выступают в роли технологий, направленных на решение задач укрепления физического здоровья, повышения ресурсов здоровья.
Технологии обучения здоровью включают в себя гигиеническое обучение, обучение жизненным навыкам, профилактику употребления психоактивных веществ, половое воспитание. Воспитание культуры здоровья – это технология воспитания личностных качеств, которые способствуют сохранению здоровья, формированию представления о здоровом образе жизни как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственному отношению к собственному здоровью и здоровью других людей, физическое воспитание. Так, например, к учебным программам по обучению культуре здоровья можно отнести такие, как “Азбука здоровья” Г. К. Зайцевой, “Здоровье” под редакцией В. Н. Касаткиной и другие [20].
Здоровьесберегающая деятельность в процессе образования должна вестись по трем направлениям: педагогическому, физиолого-валеологическому и психическому. В настоящее время более полно и научно обоснована проблема здоровьесберегающих технологий как педагогическое явление, что нашло отражение в работах Н.К. Смирнова. С точки зрения этого ученого, правильно говорить не о здоровьесберегающих технологиях, а о «здоровьеформирующих технологиях», под которыми он понимает психолого-педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.
Одной из современных является концепция здоровьеформирующего образования Ю. В. Науменко, которая построена на принципе целостности рассмотрения самого понятия “здоровье” и интегративности всех существенных подходов к решению данной проблемы. В основе данной концепции лежит определение здоровья, зафиксированное в уставе ВОЗ.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.