Написание курса валеологических лекций.
Результаты опроса учителей лицея № 1 г. Красноярска
В рамках исследования был проведен опрос педагогов лицея № 1 г. Красноярска. Опросник был разработан с целью выявления готовности педагогов в созданию здоровьесохраняющей образовательной среды, оценки существующего образовательного пространства.
Было опрошено 20 педагогов, из них 3 педагога начальной школы и 17 - средней ступени. Учителям предлагалось заполнить анкету – опрос о валеологичности школьной среды, выполнить тест «Ваше самочувствие» и «Ценностные ориентации» по методике М. Рокича.
Средний возраст опрошенных 42 года. Среди опрошеных педагогов 15 человек являются классными руководителями.
Большинство педагогов оценили свое самочувствие как удовлетворительное (17 из 20), два учителя определили свое самочувствие как хорошее, и лишь один человек поставил самооценку как плохое состояние здоровья.
На вопрос «Затрагиваете ли Вы на своих уроках проблемы здоровья и его сохранения» все ответили «Да», но всего 9 педагогов из 20 человек на своих уроках применяют здоровьесохраняющие технологии (например, гимнастику для глаз). Все опрошенные учителя на вопрос «Устраивает ли Вас качество питания в школьной столовой» ответили отрицательно.
Средняя оценка валеологичности среды школы составляет 6,15 из 10 баллов.
Выявилось, что большинство учителей мало осведомлены о работе валеологического центра. Среди пожеланий к работникам валеологического центра часто встречаются пожелания о более активной профилактической работе в средней и старшей школе.
На вопрос о количестве уроков физкультуры большинство учителей выступили за увеличение до 3-4 часов - 13 педагогов, до 6 часов - 3 педагога и 4 человека ответили, что достаточно 1-2 урока в неделю. Но при этом лишь 3 педагога затронули вопрос о качестве проводимых уроков и месте в расписании.
Среди заполненных анкет выделяются ответы учителей начальных классов. Учителя начальной школы более информированы и активны. Это связанно с тем, что в начальной школе есть куратор, который напрямую работает с валеологическим центром, который проводит профилактическую работу с учителями, который организует и детей и их родителей
Обработка результатов теста «Ваше самочувствие» показала, что большинство педагогов (16 из 20) проявляют заботу о своем теле и самочувствии, но не достаточную. К сожалению, есть учителя, у которых выявилось, что они уделяете своему телу недостаточно внимания и заботы, т.е. не важно, в каком оно состоянии, лишь бы как-то функционировало. (4 из 20).
Также учителям предлагалось поработать с методикой М. Рокича «Ценностные ориентации». К сожалению, правильно выполнили методику только 7 человек, остальные либо выполнили тест неправильно, либо частично проработав его, либо вообще предпочли не отвечать. Результаты по полученным данным следующие: здоровье занимает примерно 5 – 6 место в иерархии ценностей (5,7), при этом всего на 65 % опрошенные удовлетворенны реализацией этой цели в жизни.
Валеология сейчас - относительно новая научная и учебная дисциплина, не имеющая пока четко сложившейся структуры и методики преподавания. Вместе с тем это перспективная отрасль научного знания, которая в будущем сможет занять одно из ведущих мест в системе человекознания в целом. При реализации комплексного, междисциплинарного подхода в анализе проблемы "Человек и его здоровье" валеологические знания приобретают особое значение в подготовке специалистов высокой квалификации. Валеология, без сомнения, в скором будущем станет одним из важнейших научно-педагогических направлений в наступившем столетии.
В настоящее время многие учебные заведения ведут валеологическую подготовку специалистов, потребность в которых продиктована жизнью. Срочно нужны базовый учебно-методический комплекс, учебные пособия, позволяющие обеспечить необходимый и достаточно надежный информационный фонд специалистов здорового образа жизни. Речь идет о том, что валеологическое образование имеет междисциплинарный характер и должно осуществляться с использованием межведомственного сотрудничества и творческих связей специалистов разного профиля - педагогов и архитекторов, медиков и инженеров, диетологов и юристов и т.д.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.