Модель организации валеолого-педагогической деятельности в школе представляет собой структурированный и целостноороентированный способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса школы, с точки зрения его влияния на здоровье учащихся, основанный на выполнении педагогических условий, таких как: осуществление валеологического мониторинга; повышение валеологической компетентности учащихся и учителей; реализация валеологически целесообразного режима работы образовательного учреждения; использование здоровьесохраняющих технологий в обучении.
Здоровьесберегающая модель учебно-воспитательного процесса в образовательном процессе осуществляется через взаимосвязанные составляющие компоненты: содержательный, структурный, процессуальный, оздоровительно-реабилитационный, социальный, управленческий и оценочно-результативный.
Содержательный компонент основывается на государственном стандарте общего среднего образования РК и содержит: специализированный курс по валеологизации учебно-воспитательного процесса для педагогического коллектива; валеологизацию учебного плана; валеологизацию содержания предмета; модернизацию учебных программ, учебников и методических пособий по валеологии, соблюдая при этом законы последовательности, непрерывности, устойчивости и протяженности.
Структурный компонент включает в себя научно-практическую деятельность служб: инновационных технологий, валеологической, психологической, медицинской, физкультурно-оздоровительной и лаборатории информационно-образовательных технологий, через деятельность которых осуществляется комплексная диагностика природных задатков, психофизиологических и психических особенностей, мониторинг здоровья всех участников образовательного процесса, индивидуальную работу детьми с систематически накопляемой базой данных.
Оздоровительно-реабилитационный компонент модели охватывает следующие здоровьесберегающие системы используемые в образовательной деятельности:
1. Здоровьесберегающие технологии обучения, которые включают в себя: педагогику сотрудничества; «школу радости»; креативные системы обучения, индивидуальное, личностно-ориентированное обучение; коллективный способ обучения; разноуровневое, модульно-рейтинговое, дифференцированное, активные и интерактивные формы обучения, критическое мышление, программированное обучение, рефлексивное обучение.
2. Системы психоэмоционального здоровья: цветотерапия, музыкатерапия, метеотерапия, активный отдых, трудотерапия, полноценное питание, релаксация, аутотренинг, танцетерапия, светотерапия.
3. Системы реабилитации: психологическая разгрузка, лечебный массаж, физиотерапия, мануальная коррекция функционального состояния, народные способы восстановления, грязелечение, пчелопроизводство, сауна, баня, активный отдых, лечебная и адаптивная физическая культура, фитотерапия, иглотерапия, ароматерапия, концентрация воздуха (люстра Чижевского), гомеопотическиие средства, различные сорбенты, сон.
4. Системы питания: вегетарианство, сыроедение, углеводное, правильное, раздельное, умеренное, народная традиционная кухня, всевозможные диеты, голодание (по Брегу).
5. Системы закаливания подразделяются на моржевание, природные (солнце, воздух, вода), обливание, обтирание, контрастный душ, босохождение, народные системы, система П. Иванова.
Социальный компонент модели включает в себя работу в макросоциуме – осуществление связи со средствами массовой информации и учреждениями и организациями, работающими в области формирования культурных навыков учащихся; работу в микросоциуме через организацию деятельности с педагогами, школьниками и их родителями через консультирование и научно-методическое обогащение.
Через управленческий компонент модели здоровьесохраняющего учебно-воспитательного процесса в системе школьного образования осуществляется координация, активизация, организация и контроль научно-методической, практической деятельности всех участников образовательного процесса с другими учебными, научными, социальными и административными группами.
Процессуальный компонент предлагаемой модели здоровьесохраняющего учебно-воспитательного процесса в системе школьного образования предусматривает осуществление наблюдения и рациональной организации режима учебного дня и работоспособности учащихся.
Рассматривая оценочно-результативный компонент модели важно отметить, что в нем отражены основные критерии оценки уровня организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса. К ним относятся:
уровень здоровья, который включает в себя физический, соматический и психический аспекты;
уровень освоения учебных программ, что подразумевает качество, уровень развития знаний, умений и навыков;
уровень сформированности валеологической культуры, характеризующийся достаточным (для данного возраста) уровнем физического, психического, духовно-нравственного развития и образованности, осознанием и принятием способов достижения этого уровня, а также повседневным следованием им в разнообразных видах валеологической деятельности и жизнедеятельности;
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.