Различают здоровый и нездоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья. ЗОЖ - это индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов. ЗОЖ - это система личной научно-обоснованной профилактики заболеваний. ЗОЖ - модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни, уменьшающая риск возникновения заболеваний. Таким образом, разные условия жизни предполагают различные модели здорового поведения. ЗОЖ - система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.
При этом образ жизни понимается как то, что соединяет человека с обществом, включает его в систему общественных отношений. Поэтому это одна из его социальных характеристик, которая описывается такими параметрами как качество, уклад и стиль жизни. Охарактеризовать образ жизни можно также степенью соответствия форм жизнедеятельности биологическим законам, что способствует сохранению и возрастанию адаптационных возможностей и выполнению человеком своих биологических и социальных функций.
Б. Н. Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями».
Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ - задача не медицинская, а прежде всего воспитательная. В то же время, разработка принципов ЗОЖ - прерогатива медицины и других наук о человеке.
Образ жизни реализуется в 4 сферах:
1.Трудовой. 2.Общественной. 3.Семейно-бытовой. 4.Досуговой.
Все составляющие образа жизни интегрированы между собой следующими элементами:
А. Межличностные связи. Б. Нравственные отношения в обществе, выступающие как регулятор поведения человека.
Общее качество жизни человека - это одна из характеристик образа жизни, которая определяет степень его социальной и духовной свободы с широком смысле. Это сложный комплексный параметр, который сейчас можно измерить в баллах по специальным методикам.
Для характеристики качества жизни используют две группы показателей. Первая - объективные индикаторы жизни, описывающие распространение желательных и нежелательных условий жизнедеятельности. При этом выявляются аспекты трудовой, бытовой, сексуальной активности, отношения к себе и окружающим. Например, Всемирная организация здравоохранения предлагает оценивать такие показатели:
1. Место и время рождения, определяющие условия жизни.
2. Страна и характер природных условий в ней - ее климат, географическое расположение, экология, преобладающая этажность строительства и др.
3. Водно-питьевой режим (водопровод, канализация, качество воды).
4. Физическая культура (спортзалы, бассейны, тренажеры, физический труд, огородничество).
5. Питание- количество и качество.
6. Психологическое состояние: история страны, господствующая идеология, мировоззрение, религия, духовная жизнь (театры, консерватории, общественные праздники, спортивные соревнования), уровень безработицы и пр.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.