С физиологическими особенностями тесно связаны возрастные особенности военнослужащих контрактников. Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды.
Возраст военнослужащих контрактников можно условно разделить на следующие периоды:
1. От 18–20 лет до 25–27 лет – период наиболее благоприятный для профессионального становления и адаптации к службе в армии. Военнослужащие в этом возрасте выбирают профессию, "прицениваются" к своим возможностям и к тому, что может дать профессия военного. В этом возрасте, как правило, хорошо работает память, характерен большой приток энергии, которая может использоваться как в положительных, так и в отрицательных целях, достаточная физическая выносливость. Военнослужащих влечёт романтика, жажда приключений, каких-то исключительных поступков. У них сильно стремление к постоянному движению, сексуальное влечение. Военнослужащие не умеют распределять время, зачастую использую его не рационально, и не дорожат им.
По данным исследования, около 70 % проступков, совершённых военнослужащими контрактниками, выпадают на этот возраст. Для этого возраста характерны крайности в мыслях и поступках, непредсказуемость, недоверие к авторитетам и в тоже время большая внушаемость и возможность попадания под чьё-либо влияние. В них, с одной стороны, сильно сопротивление "приручению", а с другой стороны, сильно желание выделиться и доказать свою независимость и самостоятельность. В экстремальных ситуациях возможна несдержанность, опрометчивость, необдуманность поступков.
2. От 26-28 до 34-37 лет – период социальной и профессиональной зрелости. В этом возрасте практически все военнослужащие контрактники имеют семью и это в значительной мере определяет их мотивацию к профессиональной деятельности, ими приобретён значительный жизненный и профессиональный опыт, они начинают ценить стабильность в профессии, и даже при низкой удовлетворённости военной профессией продолжают служить. Отсутствие же удовлетворённости профессией в этом возрасте приводит не к поиску новой профессии, а к желанию "отключиться" от профессиональных забот, что может привести к отрицательным последствиям (употребление спиртных напитков, наркотиков). Познавательные интересы начинают затухать в связи с семейными заботами, отсутствием масштабных перспектив, сменой восторженных представлений о жизни, пониманием, что не все могут быть великими людьми и не все ими становятся. Появляется ощущение "приземлённости", что для некоторых военнослужащих бывает началом их пассивной или даже негативной профессиональной деятельности и жизненного поведения. В эмоциональном отношении военнослужащие контрактники более сдержанны, знают себе цену, понимают с кем из начальников и как себя следует вести, т.е. приспосабливаются к образу профессиональной деятельности. Им присуща рассудительность, но порой их деятельность ей противоположна. Они стараются заботиться о своём интеллекте, чтобы выглядеть соответственно возрасту, но многое им ещё не доступно.
3. От 35–38 до 45–50 – лет предпенсионный возраст для военнослужащего контрактника. Характеризуется определённой зрелостью, развитыми профессиональными навыками и умениями, стремлением к спокойной независимой профессиональной деятельности. Физические возможности снижаются, часто военнослужащий становится зависимым от состояния здоровья. Большие физические нагрузки переносятся с напряжением и не вызывают у военнослужащего удовлетворения. Мотивация профессиональной деятельности больше связана с привычкой исполнять свои функциональные обязанности, и с заинтересованностью получения пенсии. В этом возрасте военнослужащий стремится к стабильности, надёжен в выполнении сложных, ответственных задач, тяготеет к наставничеству, к воспитанию младшего поколения. Требует почтительного к себе отношения, особенно со стороны младших по возрасту. Чаще всего впечатлителен, болезненно реагирует на критику, обидчив. Стабилизируются основные операционные структуры, личностные черты носят устойчивый характер, облик личности воина-контрактника постоянен, намечаются признаки снижения профессиональной активности, корректируются жизненные цели.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.